http://dx.doi.org/10.20339/AM.04-16.050
И.А. Синицина,
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики
Стерлитамакский филиал
Башкирского государственного университета
e-mail: irinasinica@mail.ru
Представлен анализ идеи здоровьесозидания, которая в контексте модернизации образования выступает одной из центральных. Рассмотрены содержательные представления о здоровьесберегающей и здоровьетворческой деятельности, показаны их принципиальные различия. На основе теоретико-методологического анализа дано авторское определение понятиям «здоровье», «здоровьесозидающая деятельность», «здоровьесозидающее образование», «здоровьесозидающая педагогическая деятельность». С позиции антропосинергетического подхода представлена идея саморазвития как индивидуальная стратегия человеческого существования. Особое внимание в статье уделено рассмотрению механизмов здоровьесозидающей деятельности, утверждается приоритет экзистенциально ориентированных подходов к образованию, позволяющих решить проблемы формирования здоровой личности на различных этапах онтогенеза.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесозидающая деятельность, здоровьесозидающее образование, здоровьесозидающая педагогическая деятельность, потенциал саморазвития, антропосинергетический подход, механизмы здоровьесозидающей деятельности.
Литература
- Ищенко А.Р. Здоровьетворчество в деятельности студентов // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 12. — С. 87–91.
- Маджуга А.Г., Синицина И.А. Здоровьесозидающая педагогика: теория, методология, опыт, перспективы развития. — М., 2014.
- Науменко Ю.В. Проектирование здоровьеформирующего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. — № 5 (38). — С. 46–51.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб. – М., 2013.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 2004.
- Яковлева Н.В. Здоровьесберегающая деятельность как базовый жизненный метапроцесс // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. — 2013. — № 1 (1). — С. 56–64.