Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Особенности взаимосвязи целеполагания и смыслотворчества в социокультурной деятельности

Н.С. Чернякова
80,00 ₽

УДК 130.2:159.95

DOI 10.20339/AM.03-24.062

 

Н.С. Чернякова,

д-р философ. наук, профессор

кафедра этнокультурологии Института народов Севера

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

e-mail: Cherns2011@yandex.ru

 

В статье анализируется взаимосвязь между постановкой целей и обоснованием их ценностно-смыслового содержания. Смешение вопросов о смыслах и целях жизни приводит к невозможности найти выход из духовного кризиса, который может быть порожден либо тем, что человек не находит духовного, ценностно-смыслового обоснования ни одной из возможных целей своей деятельности, либо тем, что он не может сформулировать никакой цели, способной вдохновить его на совершение ценностно-содержательных действий. Каково бы ни было влияние родителей, учителей, окружающих людей на формирование субъекта культуры, никто не может предсказать, какие именно цели будут определять его деятельность и какие именно смыслы он будет в них вкладывать. Сфера ответственности общества, семьи, системы образования за формирование ценностно-содержательного целеполагания ограничивается созданием объективных условий, обеспечивающих молодое поколение знанием законов развития природы, общества, культуры и реальными возможностями достижения ценностно-содержательных целей деятельности. Важнейшим условием развития способности к целеполаганию и смыслотворчеству является социокультурная деятельность, начинающаяся для формирующегося субъекта культуры с игры, общения и обучения и продолжающаяся в активном поиске, самостоятельном формулировании и достижении ценностно-осмысленных и обоснованных целей.

Ключевые слова: цели, смыслы, целеполагание, смыслотворчество, социокультурная деятельность, ценности, ценностное обоснование, воспитание.

 

Литература

 

1. Бодрунов С.Д. От экономических интересов — к нооценностям // Вопросы философии. 2022. № 7. С. 15–26. DOI: 10.21146/0042-8744-2022-7-15-26

2. Джибилова Е.Г. Жизненные ценности и цели современной молодежи // Социология управления: актуальные вопросы современности: сб. науч. трудов по итогам Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 17 февраля 2022 г. / под общ. ред. В.А. Мордовца. СПб.: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2022. С. 248–254.

3. Концепция «логики смысла» А.В. Смирнова и философия сознания (материалы «круглого стола») / Б.И. Пружинин, В.А. Лекторский, С.Ю. Бородай [и др.] // Вопросы философии. 2022. № 6. С. 5–44. DOI: 10.21146/0042-8744-2022-6-5-44

4. Кузнецов И.М. Консолидирующий потенциал ценностных ориентиров россиян // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. 2021. № 1. С. 32–36. DOI: 10.19181/INAB.2021.1.4

5. Порус В.Н. Духовность и свобода // Вопросы философии. 2022. № 9. С. 36–46. DOI: 10.21146/0042-8744-2022-9-36-46

6. Репин Д А. Духовное самоопределение личности в выборе ценностных смыслов // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2019. № 2 (11). С. 442–446.

7. Реутов Е.В., Реутова М.Н., Шавырина И.В. Жизненные цели молодежи и способы их достижения (по результатам опроса в юго-западном и южных регионах России) // Социологические исследования. 2023. № 5. С. 97–107. DOI: 10.31857/S013216250023772-2

8. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М.: Мысль, 1989. 320 с.

9. Тестов В.А. О проблеме целеполагания в условиях информационного общества // Вестник Вологодского государственного университета. Сер.: Гуманитарные, общественные, педагогические науки. 2016. № 1 (1). С. 111–114.

10. Чернякова Н.С. Технократическая эйфория как реальная угроза человечеству // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 5. Ч. 1. М., 2022. С. 311–314. URL: http://ukros.ru/archives/29188

11. Chernyakova N. Digital Future for Man as a Social Being // Joint Conferences: 20th Professional Culture of the Specialist of the Future (PCSF 2020) & 12th Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2020). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. P. 16-23. DOI: 10.15405/epsbs.2020.12.03.2