УДК 16:37.01
https://doi.org/10.20339/AM.03-21.014
Н.П. Суханова
канд. филос. наук, доц.,
доц. кафедры философии и гуманитарных наук
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
е-mail: konfngi@yandex.ru
Представлен философский анализ вопросов, связанных с практикой внедрения критического мышления в образовательные программы вуза. Осмысливается содержание понятий «образованный человек», «субъект образования» в соотношении с представлениями о знании и информации. Образование рассматривается в качестве особого инструмента в созидании личности, акцент ставится на выявлении в когнитивном процессе навыков критического мышления. Миссия образования представляется как тотальное преобразование человека, восхождение к его подлинному «я». Первостепенной задачей, стоящей перед человеком, является образование самого себя и, учитывая скорость преобразований в современном обществе, постулируется развитие критического мышления в качестве приоритетной цели образования. Демонстрируется плюрализм подходов в реализации программ критического мышления отечественной высшей школой. Фокусируется внимание на университетском курсе «Логика и критическое мышление», представляющемся в качестве лаборатории рациональности для формирования навыков разумности. Посредством детализации курса отстаивается представление о логике как необходимом фундаменте становления критической культуры мысли. Делается вывод о том, что результаты исследования практики осуществления данного курса показывают повышение качества мышления в целом и критического мышления в частности.
Ключевые слова: критическое мышление, информация, образование, субъект образования, высшая школа, логика.
Литература
- Вашуркина А.А., Щелина Т.Т. Особенности развития критического мышления студентов // Успехи гуманитарных наук. 2019. № 4. С. 85–89.
- Игнатьева О.С., Лешер О.В. Технология развития критического мышления в образовательной среде вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 10. С. 25–30.
- Лау Джо У.Ф. Введение в критическое мышление и теорию креативности. М.: Эксмо, 2017. 368 с.
- Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2010. 144 с.
- Родичева И.С., Суханова Н.П. Феномен мифодизайна в пространстве современной культуры // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 11. С. 88–92. DOI: 10.20339/AM.11-19.088
- Сапунов М.Б., Тхагапсоев Х.Г. Культура критического дискурса о высшем образовании и науке (по страницам журнала) // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 20–27. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-20-27
- Суонсон Х., Коллинз А. Развитие навыков теоретизирования в условиях сложного и быстроменяющегося мира // Форсайт. 2019. Т. 13. № 2. С. 98–106. DOI: 10.17323/2500-2597.2019.2.98.106
- Суханова Н.П. Принципы антипедагогики и современные задачи образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 2. С. 24–27. DOI: 10.20339/AM.02-20.024
- Шелер М. Избранные произведения. М.: Изд-во «Гнозис», 1994. 490 с.
- Юлина Н.С. Философия для детей. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2005. 464 с.