Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

О необходимости использования виртуальных практикумов для оценивания степени сформированности компетенций студентов по направлению подготовки «Юриспруденция»

М.Ю. Осипов
80,00 Р

УДК 340:37.09

https://doi.org/10.20339/AM.03-20.034            

М.Ю. Осипов,

канд. юрид. наук, с. н. с., доц.

АНО ВО Институт законоведения и управления ВПА, г. Тула

e-mail: osipov11789@yandex.ru  

 

Рассматриваются особенности и проблемы создания виртуальных практикумов для обучения и оценивания компетенций студентов по направлению подготовки «Юриспруденция». Цель исследования состоит в том, чтобы определить значение виртуальных практикумов для обучения и оценивания компетенций студентов по направлению подготовки «Юриспруденция». К числу основных задач исследования автор относит: дать определение понятия «виртуальный практикум», определить требования к среде, в которой должен создаваться «виртуальный практикум», определить возможную структуру виртуального практикума, определить особенности использования виртуального практикума по направлению подготовки «Юриспруденция» для оценивания степени сформированности компетенций студентов, определить факторы, препятствующие внедрению технологий «виртуальных практикумов». В качестве методов исследования использовались главным образом логические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, а также наблюдение и обобщение. В ходе исследования были получены следующие результаты и сделаны следующие выводы. Под виртуальным практикумом», по нашему мнению, следует понимать обучающую компьютерную  программу, которая позволяет одновременно моделировать как производственные процессы, так и действия обучающихся в той или иной ситуации, а также позволяющую производить оценку действий обучающихся в той или иной ситуации с точки зрением их правильности. Для оценивания степени сформированности компетенций студентов с помощью технологий виртуальных практикумов необходимо использовать трехуровневый «виртуальный практикум» с моделированием стандартных ситуаций и нестандартных ситуаций, не требующих/требующих творческого поиска. К числу основных факторов, препятствующих внедрению технологии виртуальных практикумов можно отнести факторы, связанные с непониманием различия между «знаниевым» и компетентностным подходами, факторы, связанные с плохой психолого-педагогической подготовкой отдельных представителей ППС. Также предложен ряд мер способствующих внедрению технологий виртуальных практикумов в образовательный процесс по направлению подготовки «Юриспруденция». Научная новизна исследования  состоит в том, что предложена теоретическая модель оценивания компетенций, в т.ч. с использованием виртуальных практикумов. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная технология оценивания степени сформированности компетенций при помощи виртуальных практикумов может быть использована в реальном учебном процессе, позволяя повысить качество высшего образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, знаниевый подход, уровень освоения компетенций, виртуальные практикумы, федеральный государственный образовательный стандарт, показатели достижения компетенций, современные информационные технологии, юридическая наука.

Литература

  1. Аббакумов К.Е., Коновалов Р.С Адаптивные практикумы в техническом вузе с использованием комплекса из виртуальных и реальных лабораторных работ // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2018. Т. 2. С. 164–166.
  2. Авакян Т.В. Юридическое мышление в правоприменительном процессе. Ростов-на-Дону, 2006.
  3. Аспидов А.И., Маркушин А.Г. Методика измерения компетенций сотрудников органов внутренних дел в рамках учебной дисциплины «Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации» // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 4. С. 363–370.
  4. Васильева И.В. К понятию «социально-личностные компетенции» выпускника вуза в современном образовании // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 18. С. 423–427.
  5. Гончаров М.В., Бриденко И.И. Виртуальное моделирование в образовательном процессе подготовки студентов пищевых направлений // Точная наука. 2017. № 13. С. 2–5.
  6. Железовская Г.И., Хижняк В.С. Традиции и инновации в преподавании юридических дисциплин. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-i-innovatsii-v-prepodavanii-...
  7. Зимняя И.А. Учебная деятельность — специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 6. С. 3–13.
  8. Кибасова Г.Н Виртуальные лабораторные практикумы: преимущества и перспективы // Перспективы развития строительного комплекса. 2012. Т. 1. С. 150–153.
  9. Мартыненко О.О., Якимова З.В., Николаева В.И. Методический подход к оценке компетенций выпускников // Высшее образование в России. 2015. № 12. С. 35–45.
  10. Образовательное законодательство России. Новая веха развития. М., 2015.
  11. Перевощикова Е.Н. Инновационный подход к разработке магистерской программы по педагогическому образованию // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 44–50.
  12. Сакенов Д.Ж., Аплашова А.Ж., Шнайдер Е.А., Тлеулесова А.Ш. О профессиональных компетенциях выпускника учебного заведения // Академический журнал Западной Сибири. 2014. № 1 (50). С. 102.
  13. Скурко Е.В. Юридическое мышление в конструктах современной когнитивной психологии // Ленинградский юридический журнал. 2011. № 3 (25). С. 19–57.
  14. Чебанная И.А. Понятие и структура компетенций выпускников в условиях профессионального образования // Вестник Ставропольского государственного университета. 2008. № 2. С. 60–65.
  15. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 N 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата». URL: http://consultant.ru
  16. Постановление Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ «О правовом обеспечении модернизации системы образования в государствах - участниках СНГ».
  17. Junco R. Engaging students through new and emerging media. Leadership Exchange, 2015. № 12 (4). С. 10–13.
  18. Sabado J. The CSAO as information technology manager: Channeling the power of information technology. Leadership Exchange. 2015. № 12 (4). С. 23–25.