Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Сущность и причины формализации образования в России и в мире

Л.Б. Эрштейн
80,00 ₽

УДК 37.01

https://doi.org/10.20339/AM.03-20.019         

 

Л.Б. Эрштейн,

канд. пед. наук, доц.

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

e-mail: leoleo1972@mail.ru     

 

Рассматриваются сущность и проблема формализации профессионального и общего образования. Дано определение формализации образования. Выявлены такие формальные результаты образования, как: документ об окончании образовательного учреждения, оценка, программа и отчет. Показаны исторические причины формализации образования. Доказывается, что исторически формальное образование возникло как система, предназначенная для реализации двух основных функций, а именно: ограничение количества работающих по конкретным профессиям и подтверждение способности заниматься данной профессией. Указывается, что в настоящий момент формальное образование перестало выполнять функции, ради которых создавалось. Выявлены способы достижения формальных результатов образования без достижения реальных результатов, такие как законные, условно законные и незаконные. Показаны причины формализации общего образования. Утверждается, что формализация общего образования связана с невозможностью найти естественные критерии содержания общего образования, что приводит к декларативному построению содержания общего образования, следовательно, и к требованию формальных результатов его освоения. Приводится критика технологического подхода к построению образования как одной из причин его формализации. Утверждается невозможность построения образования как технической системы вследствие неопределенности образования, с одной стороны, и опережающего характера результатов образования — с другой.

Ключевые слова: формализация образования, профессиональное образование, общее образование, причины формализации.

Литература

  1. Эрштейн Л.Б., Ахлестина А.В. Формализация как причина разрушения высшего образования в России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 3. С. 84–88.
  2. Эрштейн Л.Б. Борьба за существование и естественный отбор как основные движущие силы развития личности и общества: Социум как экологическая система. СПб., 2010.
  3. Гордон Н. Лекарь. Ученик Авиценны. Белгород, 2012.
  4. Biesta G. Good education in an age of measurement on the need to reconnect with the question of purpose in education. URL: http://lchc.ucsd.edu/mca/Mail/xmcamail.2014-11.dir/pdfgU6kKuP7V0.pdf
  5. Zaki C.D. Formal, non-formal and informal education concept/ applicability. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/4a7b/f52484ce245e0769dcd455627a8e114041b4.pdf
  6. Feiman-Nemser Sh. What New Teachers Need to LearnAddressing the learning needs of new teachers can improve both the rate of teacher retention and the quality of the teaching profession. URL: http://educationalleader.com/subtopicintro/read/ASCD/ASCD_232_1.pdf
  7. Dr. Ingvarson L. Building a learning profession Australian College of Educators 2002. URL: https://research.acer.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1004&context=professional_dev