УДК 37.01
https://doi.org/10.20339/AM.03-20.019
Л.Б. Эрштейн,
канд. пед. наук, доц.
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
e-mail: leoleo1972@mail.ru
Рассматриваются сущность и проблема формализации профессионального и общего образования. Дано определение формализации образования. Выявлены такие формальные результаты образования, как: документ об окончании образовательного учреждения, оценка, программа и отчет. Показаны исторические причины формализации образования. Доказывается, что исторически формальное образование возникло как система, предназначенная для реализации двух основных функций, а именно: ограничение количества работающих по конкретным профессиям и подтверждение способности заниматься данной профессией. Указывается, что в настоящий момент формальное образование перестало выполнять функции, ради которых создавалось. Выявлены способы достижения формальных результатов образования без достижения реальных результатов, такие как законные, условно законные и незаконные. Показаны причины формализации общего образования. Утверждается, что формализация общего образования связана с невозможностью найти естественные критерии содержания общего образования, что приводит к декларативному построению содержания общего образования, следовательно, и к требованию формальных результатов его освоения. Приводится критика технологического подхода к построению образования как одной из причин его формализации. Утверждается невозможность построения образования как технической системы вследствие неопределенности образования, с одной стороны, и опережающего характера результатов образования — с другой.
Ключевые слова: формализация образования, профессиональное образование, общее образование, причины формализации.
Литература
- Эрштейн Л.Б., Ахлестина А.В. Формализация как причина разрушения высшего образования в России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 3. С. 84–88.
- Эрштейн Л.Б. Борьба за существование и естественный отбор как основные движущие силы развития личности и общества: Социум как экологическая система. СПб., 2010.
- Гордон Н. Лекарь. Ученик Авиценны. Белгород, 2012.
- Biesta G. Good education in an age of measurement on the need to reconnect with the question of purpose in education. URL: http://lchc.ucsd.edu/mca/Mail/xmcamail.2014-11.dir/pdfgU6kKuP7V0.pdf
- Zaki C.D. Formal, non-formal and informal education concept/ applicability. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/4a7b/f52484ce245e0769dcd455627a8e114041b4.pdf
- Feiman-Nemser Sh. What New Teachers Need to LearnAddressing the learning needs of new teachers can improve both the rate of teacher retention and the quality of the teaching profession. URL: http://educationalleader.com/subtopicintro/read/ASCD/ASCD_232_1.pdf
- Dr. Ingvarson L. Building a learning profession Australian College of Educators 2002. URL: https://research.acer.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=1004&context=professional_dev