http://dx.doi.org/10.20339/AM.03-16.025
Н.Б. Яновская,
к. т. н., доц.
кафедры высшей математики
Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк
e-mail: naina.b.yanovskaya@gmail.com
Представлено авторское исследование проблемы обучения студента технического университета математике. Выделены основные вопросы проблемы: конструирование задач и упражнений при изучении математики как процесса с конкретно заданной целью, приобретение студентом способности к метапознанию и метамышлению, познание математики как гештальта знаний, переход от состояния бессмысленного представления гештальта знаний к доступному пониманию и переносу на другую ситуацию, самообучение при поддержании ориентации на успех, стимул как основной метод контроля знаний. Обращено внимание на изменение интенсивности структур сознания и порядка базовых компонент мышления у студента вуза по сравнению с периодом обучения в школе, что изменяет методы обучения и контроль знаний. Отмечена роль группового конструирования задач и упражнений, при которой в результате ориентированной деятельности знания становятся плодом совместного творчества и коллективных усилий и влияют на самооценку каждого участника процесса обучения.
Ключевые слова: базовые структуры сознания, формы и контроль обучения, гештальт знаний, бихевиоризм, совместно ориентированная деятельность, деятельностная функция рефлексии, шкала оценивания, конструирование упражнений, рубежный контроль знаний, концепция фундирования.
Литература
- Яновская Н.Б. Концепция продуктивного обучения как основа развития личности посредством создания рефлексивно направленной образовательной среды // Ярославский педагогический вестник. — 2013. — № 3. — С. 147–150.
- Яновская Н.Б. Целенаправленное формирование метакогнитивных способностей // Аlma mater (Вестник высшей школы). — 2013. — № 9. — С. 29–34.
- Психологическая диагностика. — М., 1997.
- Зубова Е.А. Формирование творческой активности будущих инженеров при исследовании и решении профессионально ориентированных задач в процессе обучения математике // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — Вып. № 98/2009.
- Далингер В.А. Современные проблемы методики преподавания математики // Традиции и инновации в системе образования: гуманизация образования. — Чита, 1998. — С. 44–47.
- Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. — 1984. — № 5.
- Смирнов Е.И. Фундирование опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога. — Ярославль, 2012.