Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Коммуникация в условиях сетевизации общества: потенциал акторно-сетевого подхода

А.Ю. Квас
$2.50

 

УДК 316.4-042.3:004

DOI 10.20339/AM.02-24.030

 

А.Ю. Квас,

аспирант кафедры теоретической и социальной философии

Саратовский национальный исследовательский

государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

ORCID: 0009-0002-0744-8732

e-mail: kvasann@yandex.ru

 

Введение. Одним из важнейших условий существования сети в качестве организующего начала общества является процесс коммуникации. Именно коммуникация служит атрибутом, неотъемлемым свойством управленческих действий в их любых проявлениях. Сети как противоположность иерархических систем делают возможным свое существование лишь в дискурсе интерактивных коммуникаций. Основная часть. В статье автор предлагает социально-философскую аналитику бытия коммуникации в сетевом обществе с различных методологических позиций. В ходе исследования становится ясным тот факт, что сетевизация коммуникаций трансформирует их на разных уровнях; ярким примером здесь служит акторно-сетевой подход. Отмечается, что особенно важна проблема изучения коммуникации в современном сетевом обществе, в пространстве которого она не только деформируется, но и дает возможность взглянуть на саму проблему коммуникации под качественно новым углом зрения. Заключение и выводы. В условиях сетевого общества процессы коммуникации претерпевают изменения. Многомерность коммуникативных систем напрямую детерминирована самой природой сети, ее гибкостью и вариативностью, которые мы наблюдаем в современных условиях. Таким образом, исследование коммуникации в дискурсе многомерного общества можно назвать отдельной сложной социально-философской областью исследования.

Ключевые слова: сеть, сетевое общество, коммуникации в обществе, динамика общества.

 

Литература

  1. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.
  2. Андрамонова В.В. Сетевое общество: современная парадигма развития // Система ценностей современного общества. 2015. № 42. С. 123–126.
  3. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. 564 с.
  4. Обухов К.Н. Сеть как социальная структура: модель сетевой коммуникации в теории М. Кастельса // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2008. № 1. С. 107–110.
  5. Егоров М.В. Роль коммуникаций в современном сетевом обществе // Вестник университета. 2015. № 7. С. 214–217. 
  6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социологического прогнозирования. М.: Academia. 2004. 788 c.
  7. Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое сообщество // Мир России. 2000. № 1. С. 23–51.
  8. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество — природа, противоречия, перспективы. М.: Логос. 2000. 302 с.
  9. Демин, Н.А. Специфика сетевого подхода в образовании // Система ценностей современного общества. 2014. № 34. С. 114–118.
  10. Устьянцев В.Б. Риски в пространстве власти: концепты и проекты // Logos et Praxis. 2011. № 2. С. 106–112.
  11. Васечко Е.Н. Юрген Хабермас и его теория коммуникативного действия // Философия права. 2012. № 5 (54). С. 75–78.
  12. Тормошева В.С. Феномен коммуникации в отечественной философии XXI века // Вестник ТГПУ. 2013. № 5. С. 49.
  13. Стризое А.Л. Власть риска и риски власти // Власть. 2012. № 3. С. 16–20
  14. Аникин Д.А. Сетевые конструкции прошлого: от политики памяти к политике забвения // Общество. Человек. Риски. Саратов: Наука. 2017. С. 3–7.
  15. Савруцкая Е.П. Проблема коммуникации в немецкой философии ХХ века (Ю. Хабермас, Н. Луман, К. Апель) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 3. С. 364–368.
  16. Гладкова З.В. Дифференциация концептуальных интерпретаций понятия «Коммуникация» в современной философии // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. № 166. С. 71–76.
  17. Данилов С.А. «Черный лебедь» Н. Талеба как философская рефлексия рискогенного общества // Известия Саратовского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2018. № 2. С. 122–126.