Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

«Открытый университет»: концептуализация и схематизация Университета 3.0 из перспективы системно-мыследеятельностного подхода (часть 1)

А.А. Юрганов, С.А. Боженькина, Д.С. Попадьин
80,00 ₽

УДК 378:1

DOI 10.20339/AM.02-24.009           

 

А.А. Юрганов,

канд. филос. наук, доцент

кафедры философии, психологии и педагогики;

лин-тренер в учебном центре Фабрика процессов

Кубанский государственный медицинский университет Минздрава России

ORCID: 0000-0003-1153-5011

e-mail: ssssss1984@mail.ru

С.А. Боженькина,

канд. филос. наук, доцент

кафедры философии, психологии и педагогики

Кубанский государственный медицинский университет Минздрава России

ORCID: 0009-0006-9515-2577

e-mail: isida78@mail.ru

Д.С. Попадьин,

студент стоматологического факультета

Кубанский государственный медицинский университет Минздрава России

ORCID: 0000-0001-8832-834X

e-mail: dan6il@icloud.com

 

После разрушения классического университета его место занял «закрытый» по своей сути университет совершенства Б. Ридингса. Вопрос в том, что должно прийти ему на смену? Наша задача — схематически и концептуально уяснить сущность Университета 3.0 как реальной альтернативы «закрытому» университету совершенства. Для этого мы будем опираться на системно-мыследеятельностный (СМД) подход. Наша ведущая гипотеза состоит в том, что Университет 3.0 не может быть понят исключительно в как предпринимательский университет Б. Кларка, в котором создана среда для внедрения научных инноваций в жизнь. При этом могут быть забыты идеи «автономии мышления» как неутилитарного по своей сути и «культуры» как основания для взращивания личности человека, который благодаря этому должен быть «поднят на уровень своего времени» (Ортега-и-Гассет). Именно Культура в университете должна стать пространством встречи Науки и Технологий, Исследований и Бизнеса, а сам университет — средством трансформации Культуры (А. Аузан). Вопрос — что это и как этого достичь? В данной работе мы постарались описать общее концептуальное пространство для ответов на эти вопросы, используя набор концептов и схем СМД-методологии.

Ключевые слова: университет 3.0, университет культуры, системно-мыследеятельностная методология, университет совершенства, предпринимательский университет.

 

Литература

  1. Иглтон Т. Медленная смерть университета / пер. с англ. Е. Бучкина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 2. C. 109–112.
  2. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. 557 с.
  3. Гин А.А. К парадигме современного образования // Образование для новой эры. URL: https://trizway.com/art/form/k-paradigme-sovremennogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 10.09.2022).
  4. Миронов В.В. Размышления о реформе российского образования: Доклад на международной научной конференции «Философия и образование в процессе трансформации культуры», посвященной 70-летию воссоздания философского факультета в структуре МГУ имени М.В. Ломоносова. М.: Изд-ль Воробьёв А.В., 2011. 64 с.
  5. Ридингс Б. Университет в руинах. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2010. 304 с.
  6. Хед (Head) Саймон (Simon) Что угрожает британским университетам? // Вопросы образования. 2011. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chto-ugrozhaet-britanskim-universitetam (дата обращения: 29.01.2023).
  7. Allan Bloom. The Closing of the American Mind. N.-Y.: Simon and Schuster, 1987. 392 p.
  8. Кларк Б. Создание предпринимательских университетов. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 240 с.
  9. Сайт Московской школы управления «Сколково». URL: https://www.skolkovo.ru/ (дата обращения: 28.09.2022).
  10. Центр трансформации образования «Сколково». URL: https://www.skolkovo.ru/centres/sedec/ (дата обращения: 28.09.2022).
  11. Исследования. Центр трансформации образования «Сколково». URL: https://www.skolkovo.ru/centres/sedec/sedec-research/ (дата обращения: 28.09.2022).
  12. Аузан А.А. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/missiya-universiteta-vzglyad-ekonomista (дата обращения: 29.01.2023).
  13. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета, Минск: БГУ, 2005. 104 с.
  14. Сорокин С.Э. Третья миссия университетов: социально-философский анализ: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Архангельск, 2020.
  15. Ясперс К. Идея университета. Минск. БГУ, 2006. 159 с.
  16. Кордонский С.В. Гипертрофированное стремление к «чистой» науке оставляет страну без современных технологий. URL: https://www.hse.ru/news/1163623/2699589.html (дата обращения: 29.01.2023).
  17. Никольский В.С. Академическая свобода» как язык самоописания университета // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 73–78
  18. Бацын В. «Школа — конвейер». И это неправильно! // Вести образования. 2020. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/7/15/upbringing/13893-shkola__konveyer_i_eto_nepravilno_ (дата обращения: 29.01.2023).
  19. Мелешко В. «Школа — конвейер. И это правильно!». Почему не стоит ждать от школы индивидуального подхода // Мел. 2020. URL: https://mel.fm/blog/vadim-meleshko/39140-shkola-konveyer-ieto-pravilno-pochemu-ne-stoit-zhdat-ot-shkoly-individualnogo-podkhoda (дата обращения: 29.01.2023).
  20. Филимонов К.Г., Топычканов А.В. «Идеи университета»: за пределами этатизма, менеджериализма и «башни из слоновой кости» (к вопросу о медиативных функциях университета) // Антиномии. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/idei-universiteta-za-predelami-etatizm... (дата обращения: 07.11.2023).