Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

«Плюсы и минусы» использования балльно-рейтинговой системы оценивания в вузах: результаты эмпирического исследования

О.А. Коряковцева
80,00 Р

УДК 37.09-044.3:308

https://doi.org/10.20339/AM.02-21.055 

 

О.А. Коряковцева,

д-р полит. наук, директор

Института развития кадрового потенциала

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

e-mail: youth1@mail.ru

 

Проанализирована роль балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов в повышении образования. С этой целью проведено социологическое исследование в ведущих вузах Центрального федерального округа России. В рамках исследования осуществлен опрос студентов 1–4-го курсов и преподавателей. Представлены результаты глубинных интервью с позиционными экспертами. Установлено: большинство студентов считают, что балльно-рейтинговая система оценивания (БРС) способствует повышению их мотивации к усвоению фундаментальных и профессиональных знаний, умений и навыков и стимулирует их систематическую работу над собой. Девушки в большей степени, чем юноши, уверены: БРС исключает возможности протежирования не очень способных и не очень прилежных студентов, объективно оценивая качество обучения. Преподаватели также убеждены, что БРС стимулирует повседневную работу студентов, способствует совершенствованию образовательных технологий и оптимизирует учебный процесс. Вместе с тем, часть из них полагает, что БРС оценивания увеличивает индивидуальную нагрузку на преподавателя: теперь приходится заполнять не только индивидуальный план-отчет учебно-воспитательной работы, но и различные формы в БРС. Времени для совершенствования собственно преподавания остается все меньше. В целом независимо от наличия ученого звания и ученой степени, независимо от возраста и гендерных особенностей значительная часть опрошенных представителей профессорско-преподавательского состава считает систему БРС необходимой. В статье на основе выявленных достоинств и недостатков данной системы оценивания предлагаются мероприятия, направленные на повышение ее эффективности.

Ключевые слова: оценка знаний, учебная деятельность, студенты, балльно-рейтинговая система, проверка знаний.

 

Литература

1. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодежь в сфере образования: ожидания и мотивация // Россия реформирующаяся: Ежегодник. Вып. 15. М.: Новый Хронограф, 2017. С. 154–174.

2. Таланов С.Л. Трансформация ценностей студенческой молодежи в условиях динамики социальных изменений // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 2. С. 32–41. DOI: 10.20339/AM.02-20.032

3. Коряковцева О.А., Тарханова И.Ю., Доссэ Т.Г. Тьюторское сопровождение взрослых обучающихся: возможности и перспективы // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 100–103.

4. Nussbaum M., Diaz A. Classroom logistics: Integrating digital and non-digital resources // Computers & Education. Vol. 69. Nov. 2013. P. 493–495.

5. Zuckerman O., Arida S., & Resnick M. Extending tangible interfaces for education: Digital Montessori inspired manipulatives. Proceedings of CHI 05. New York: ACM Press, 2005.

6. Зубова Л.В., Ренер Е.И., Рожина Т.Д., Степанова О.С. Проблемы применения балльно-рейтинговой системы в вузе для контроля учебных достижений студентов // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 53–60.

7. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 28–40.

8. Стариченко Б.Е. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятельности студентов: вопросы моделирования // Педагогическое образования в России. 2017. № 6. С. 205–215.