Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Дистанционное образование — объективная необходимость. К вопросу о модернизации учебных планов

С.В. Бакушев
80,00 Р

УДК 387-042:004

https://doi.org/10.20339/AM.02-21.007

 

С.В. Бакушев,

д-р техн. наук, проф., проф. кафедры «Механика»

e-mail: bakuchsv@mail; ruoffice@pguas.ru

ORCID: 0000-0001-9134-8106

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

 

Дается определение понятию «дистанционное образование». Обсуждаются его достоинства и недостатки. Показано, что дистанционное образование является, по сути, объединением очной и заочной форм обучения, что приводит к значительному возрастанию доли учебной самостоятельной работы и, как следствие, перегруженности обучаемых. Предлагается ввести в учебный процесс в вузах два учебных плана по каждой специальности. Основной учебный план предназначен для очной формы обучения. Второй учебный план предназначен для дистанционной формы обучения. Основной учебный план необходимо модернизировать, переведя все дисциплины, играющие вспомогательную роль или служащие для общего развития, в разряд факультативных. При обучении в обычном режиме по основному учебному плану предполагается изучать как обязательные предметы, так и факультативные курсы в равной степени. При возникновении обстоятельств непреодолимой силы вводится второй учебный план и для обучения остаются лишь обязательные предметы, а все факультативные курсы из сетки расписания удаляются. Это позволит разгрузить обучаемого при дистанционной форме образования, не снижая ни уровня, ни качества образования.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, дистанционное образование, учебный план, факультатив, модернизация, качество образования.

 

Литература

  1. Tochon F.V. Emerging technologies in educational institutions: assets and potential risks // Journal for Educators, Teachers and Trainers. 2012. № 3. С. 188–202.
  2. Lisachenko O.D., Yeroshenko G.A., Bilash V.P., Pelipenko L.B., Shevchenko K.V. Distance learning at the departments of morphological profile in quarantine conditions. advantages and disadvantages // Вісник проблем біології і медицини. 2020. № 3. С. 188–191. DOI: 10.29254/2077-4214-2020-3-157-188-191
  3. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. М.: ВУ, 1997.
  4. Дистанционное обучение. М.: ВЛАДОС, 1998. 192 с.
  5. Зинченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика. 2000. № 2. С. 23–34.
  6. Малитиков Е.М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. 2000. № 1 (2). С. 42–54.
  7. Малитиков Е.М. Дистанционное образование в Российской Федерации и странах СНГ: вопросы теории и практики // Телекоммуникации и информатизация образования. 2001. № 3. С. 16–36.
  8. Овсянников В.И. (ред.). Начальный курс дидактики дистанционного образования // Педагогика, 2006.
  9. Хуторской А.В. Научно–практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. 2001. № 2. С. 30–35.
  10. Овсянников В.И. Заочное и дистанционное образование: близнецы или антиподы? // Открытое образование. 2002. № 2. С. 64–73.
  11. Грунт Е.В., Беляева Е.А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 45–58.
  12. Шнейдер Л.Б. Реальности дистанционного обучения в контексте пандемии // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 18–23.
  13. Бакушев С.В. Некоторые соображения о повышении качества высшего образования // Устойчивое развитие региона: архитектура, строительство, транспорт: Материалы IV Международной науч.-практ. конф. Института архитектуры, строительства и транспорта Тамбовского ГТУ. Тамбов, 2017. С. 526–530.
  14. Бакушев С.В. Некоторые соображения о совершенствовании учебного процесса в высшей школе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 1. С. 9–12. DOI: 10.20339/AM.01-18.009