УДК 331.5
https://doi.org/10.20339/AM.02-20.063
Л.М. Низова,
д-р экон. наук, проф.
Е.А. Андреева,
магистрант
Поволжский государственный технологический университет
e-mail: nizova@yandex.ru
Исследована тема подготовки трудового и кадрового потенциала для нужд инновационной экономики. Авторы убеждены, что с развитием глобализации интенсифицировались процессы развития новых знаний и технологий как в области производства, так и в бизнесе и в системе управлении. Общество столкнулось с проблемой растущих скоростей обновления знаний и технологий, интенсивно растущей сложностью технических, технологических, социально-экономических и управленческих процессов. Эта интенсификация, в свою очередь, влечет за собой столь же возросшие требования к профессиональным качествам специалистов и способностям их к адаптации в быстро меняющемся мире на динамичном рынке труда. Западный капитализм через навязанную глобализационную модель экономического и политического развития, либеральную систему ценностей, потребление (в виде своеобразной западной колонизации мира) широко шагнул и глубоко проник в культурную и цивилизационную жизнь народов всего мира. Все это существенным образом повлияло на структуру и требования по подготовке специалистов с высшим образованием. С глобальным капитализмом в общество пришли и более жесткие, заточенные на его интересы требования к количеству и качеству подготовки, квалификации, гибкости специалистов глобальной экономики, в т.ч. на национальных уровнях его развития. Возникли угрозы непрерывных структурных изменений экономики. Возросли связанные с ними требования к переквалификации и дополнительной квалификации специалистов. Остро встал вопрос непрерывного образования взрослых как условия их востребованности на рынке труда и развития новой динамичной экономики. Цель нашего исследования заключается в проведении сравнительного мониторинга выпускников учебных заведений и их трудоустройства в разрезе различных уровней образования и территорий (Россия, Приволжский федеральный округ, Республика Марий Эл). С критических позиций в статье сформулированы вызовы, проблемы, задачи и возможные пути развития системы подготовки специалистов с высшим образованием для инновационной экономики России.
Ключевые слова: глобальная и локальная экономика, капитализм, кадровый и трудовой потенциал, лидеры экономики, качество образования, рынок труда, глобализация, образование, безработица, технологии.
Литература
1. Абалкин Л.И. О новой концепции долгосрочной стратегии // Вопросы экономики. 2008. № 3. С. 37–38.
2. Единак А.Е. Построение баланса территориального движения занятого населения (на примере федеральных округов РФ) // Проблемы прогнозирования. 2014. № 3.С. 72–85.
3. Иванов Д.В., Андрианов Ю.С., Нехорошков П.А. Стратегия научно–технического развития Российской Федерации. Итоги научной деятельности Поволжского государственного технологического университета за 2017 год. Йошкар-Ола, 2017.
4. Капелюшников Р.И. О современном состоянии экономической науки: полусоциологические наблюдения // Вопросы экономики. 2018. № 5. С. 110–128.
5. Кязимов К.Г. Интеллектуальная собственность как продукт развития инновационной образовательной среды // ЭТАП. 2013. № 2. С. 40–44.
6. Низова Л.М. Занятость населения в современной экономической системе. Йошкар-Ола, 2012.
7. Россошанская Е.А. Исследование условий и факторов воспроизводства трудового потенциала муниципальных районов Вологодской области // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 5. С. 173–191.
8. Сэй Ж.Б. Трактат политической экономии. М., 1896.
9. Шалаев В.П. Мировоззренческо-образовательная западофикация как технология глобализации и угроза национальной безопасности России (философский анализ) // Социальное время. 2015. № 1. С. 57–71.
10. Dimitrov D.Y, Darova S.S.. Authentic leadership as a modern alternative for organizational development. Socio Time. 2015. No. 3. P. 83–88.
11. Leadership and organization development: international scientific conference. Sofia, 2016.
12. Shebashev V., Andrianov Y., Nizova L., Nikitina A. Student science and training engineers. Journal of Applied Engineering Science. 2008. No. 3. P. 368–373.