Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Трансформация ценностей студенческой молодежи в условиях динамики социальных изменений

С.Л. Таланов
80,00 Р

УДК 304:378

https://doi.org/10.20339/AM.02-20.032  

 

С.Л. Таланов,

канд. социол. наук, доц.

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

e-mail: talanov_sergei@mail.ru

 

Представлено лонгитюдное социологическое исследование среди студентов ведущих вузов города Ярославля. Временной интервал между повторными опросами составил 3 года (2016 г. и 2019 г.). Несмотря на то что за три года возросло число студентов, ориентирующихся на индивидуалистические ценности (на собственные цели, потребности, взгляды и вкусы), значительной части молодежи по-прежнему присущи коллективистские ценности, ориентированные на групповые цели, нормы, правила. Среди значимых ценностей — «быть как можно дольше социально активным». Выявлено, что чем большим культурным и экономическим капиталом обладает семья, тем более дети интересуются личным здоровьем, при этом девушки более интересуются своим здоровьем, нежели юноши. Социальное поле семьи влияет на ценности, интересы, потребности подрастающего поколения. Дети из семьи врачей ценят личное здоровье в большей степени, чем дети из других семей. Дети из семьи учителей более ценят коллективизм, гражданственность, патриотизм. В исследовании доказано, что человек в рамках жизненного сценария ориентируется на ценности своей референтной личности. Установлено, что если у родителей коллективистские ценности, то и у детей тоже коллективистские ценности. Если у родителей индивидуалистические ценности и для своих детей родители являются референтной личностью (группой), то и у детей также индивидуалистические ценности. Установка на родителей как объект подражания выше у той части студентов, которую никогда физически не наказывали родители. Кроме того, выявлено, что часть родителей по-прежнему использует стили воспитания, которые ведут к девиантному поведению их детей. По результатам исследования предлагаются мероприятия, направленные на формирование базовых национальных ценностей и установок у студенческой молодежи.

Ключевые слова: индивидуализм, коллективизм, ценностные ориентации, лонгитюдное исследование, социальная солидарность, патриотизм, студенты.

 

Литература

1. Березин Д.Т. Организация самостоятельной работы студентов в вузе // Социально-политические исследования. 2019. № 3 (4). С. 73–86.

2. Груздев М.В., Тарханова И.Ю. Становление «Новой дидактики» педагогического образования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3. С. 47–53.

3. Гурко Т.А., Тарченко В.С. Динамика брачных установок и планов студентов // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 102–113.

4. Журавлева И.В., Лакомова Н.В. Здоровье молодежи как объект социальной политики // Социальные аспекты здоровья населения. 2018. № 4 (62). С. 8.

5. Журавлева И.В. Здоровье молодежи: возможно ли его улучшить // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 419–436.

6. Коряковцева О.А. Развитие общественно-политической активности молодежи в условиях модернизации общества // Русский вестник общественных наук. 2009. № 2 (11). С. 117–122.

7. Новиков М.В., Перфилова Т.Б. Мотивы получения образования в России в VIII – первой половине ХIХ в. // Вопросы теории и методики профессионального образования. Ярославль, 2018. С. 116–127.

8. Ростовцева Л.И., Гельфонд М.Л., Мирошина Е.Ю. Патриотическое воспитание глазами экспертов и школьников // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 75–83.

9. Садыкова Х.Н. Семья в современном мире // Социологические исследования. 2019. № 9. С. 156–157.

10. Суровов С.Б., Малько А.В., Коновалов И.Н., Логинова Л.В. Отношение российского студенчества к цветным революциям // Социологические исследования. 2019. № 3. С. 85–97.

11. Таланов С.Л. Социализация молодежи и перспективы развития высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2010. № 6. С. 34–36.

12. Bourdieu P. Espace social et genèse des «classes». Actes de la recherche en sciences sociales. 1984. No. 52–53. P. 3–14.

13. Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990.

14. Jamal F., Fletcher A., Harden A., Wells H., Thomas J., Bonell C. The school environment and student health: a systematic review and meta-ethnography of qualitative research. BMC Public Health. 2013. Vol. 13. P. 798.

15. Tibbetts Y., Priniski S.J., Hecht C.A., Borman G.D., Harackiewicz J.M. Different Institutions and Different Values: Exploring First-Generation Student Fit at 2-Year Colleges. Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. P. 502.