Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Принципы антипедагогики и современные задачи образования

Н.П. Суханова
80,00 Р

УДК 141:37.01

https://doi.org/10.20339/AM.02-20.024 

 

Н.П. Суханова,

канд. филос. наук, доц.

Новосибирский государственный университет экономики и управления

е-mail: konfngi@yandex.ru

 

Исследовано развитие педагогики в связи с эволюцией философской мысли. Постмодернистская философия, плюралистичная и релятивистская в своей основе, выражает разочарование идеями рационализма и разработанными на его основе идеалами и ценностями. Антипедагогика рассматривается как концепция, базовые принципы которой выстраиваются на фундаменте постмодернизма, отрицающего объективную данность любого феномена. Для культуры постмодерна характерны отсутствие иерархии и авторитетов, свобода человеческого самовыражения, возможность мирного сосуществования противоположных взглядов и теорий. Акцентируется внимание на одном из ключевых принципов антипедагогики — принципе спонтанной автономии ученика, на основании которого выстраиваются концепции «открытого образования», «самоопределяемого обучения». Анализируется основная цель антипедагогики, состоящая не в воспитании, а поддерживании, видении во взрослом человеке друга и партнера по отношению к ребенку в противовес авторитету и наставничеству. Выявляется понимание теоретиками антипедагогики традиционной системы образования как насилия над личностью, приводящего в итоге к деперсонализации. Так понятая педагогика осмысливается как подавление и образовательный конвейер, от которого необходимо избавиться, двигаясь в сторону свободного преподавания. Сделан вывод о том, что антипедагогика подготовила почву для восприятия современных задач образования, отвечающих вызовам времени, среди которых — формирование способности человека к органичному существованию в обществе в ситуациях неопределенности, двусмысленности, полярности точек зрения.

Ключевые слова: философия, постмодернизм, образование, культура, общество, педагогика, антипедагогика.

 

Литература

  1. Агапов О.Д. Прощание с постмодернизмом: альтерглобализм как социально-гуманитарная стратегия // Идеи и идеалы. 2019. № 1. С. 45–56.
  2. Даринская Л.А. Педагогика на рубеже веков. От просвещения к постмодернизму // Альманах современной науки и образования. 2008. № 4-2. С. 72–76.
  3. Донская Е.В., Элькан О.Б. Метавиртуализм идет на смену постмодернизму // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. 2018. № 4. С. 161–170.
  4. Зорина Е.В., Яковлева Л.Е. Особенности образовательной системы в современном мире: истоки трансформации // Дизайн и технологии. 2015. № 47 (89). С. 138–146.
  5. Каменев С.В. От предписаний — к предложениям: российское образование на путях реформирования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-4 (86). С. 75–78.
  6. Латун В.В., Задорожная О.В., Окунева И.А. Антипедагогика как попытка радикального поворота и ее идейно-теоретические истоки // Мир науки. 2017. № 1. С. 64.
  7. Мариносян Т.Э. Имплозия образования // Философские науки. 2017. № 11. С. 7–21.
  8. Огурцов А.П. Антипедагогика: вызов постмодернизма // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 54–68.
  9. Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Субъект, познание, деятельность. М., 2002. С. 296–327.
  10. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. М., 2019.
  11. Суханова Н.П. Проблема метода выявления научной истины в программе дискурсного анализа Д. Гилберта и М. Малкея // Ценности и смыслы. 2019. № 5 (63). С. 53–64.
  12. Суханова Н.П. Проблемное обучение и преподавание философии // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 10. С. 61–63.
  13. Шутенко А.И. Кризис высшей школы: испытание постмодернизмом // Сибирский педагогический журнал. 2005. № 5. С. 197–203.