Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Может ли Единый государственный экзамен быть эффективным инструментом отбора абитуриентов в вузы (содержательные аспекты)?

М.Ю. Осипов
80,00 ₽

УДК 373

DOI 10.20339/AM.01-24.062 

 

М.Ю. Осипов,

канд. юрид. наук, старший научный сотрудник

Научно-исследовательского института образовательных технологий

Автономная некоммерческая организация высшего образования

Международная полицейская академия ВПА, г. Тула

SPIN-код 1259-7552, ORCID: 0000-0002-6982-3668

е-mail osipov11789@yandex.ru

 

Предметом исследования в настоящей статье выступают содержание Единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также оценка его возможности служить инструментом для отбора абитуриентов в вузы.

К числу методов, использованных при проведении исследования, результаты которого легли в основу настоящей статьи, относится метод социального эксперимента. Его суть в том, что автор исследования постарался сдать тренировочные варианты ЕГЭ по обществознанию, а также посмотрел ряд заданий по ЕГЭ по другим дисциплинам.

В ходе исследования было установлено, что существует целый ряд заданий по ЕГЭ, где правильный ответ в принципе невозможен и правильность определяется целиком по усмотрению составителей данного теста (так называемые «провальные задания»). Приводятся примеры указанных заданий. Учитывая отсутствие в сертификатах ЕГЭ реального результата знаний абитуриентами тех или иных разделов школьного курса, которые сопряжены с разделами вузовского курса по тому или иному направлению подготовки, а также в связи с наличием «провальных заданий» делается вывод о неэффективности ЕГЭ как инструмента отбора абитуриентов в вузы. В ряде случаев при составлении заданий на ЕГЭ не учитываются неоднозначные трактовки тех или иных понятий, особенно в области общественных наук. Также составители ЕГЭ игнорируют психологические закономерности проведения такого экзамена, что ведет к так называемым «разрывам в мышлении» у сдающих экзамен. Поэтому результаты ЕГЭ не всегда отражают реальные знания абитуриентов.

Предложены пути совершенствования процедуры ЕГЭ по социальным и гуманитарным дисциплинам (история, обществознание).

Ключевые слова: ЕГЭ, отбор, абитуриенты, вузы, тестовая форма, классическая форма, закономерности, мыслительная деятельность, неоднозначность трактовок, содержание, онлайн-формат, цифровое портфолио.

 

Литература

  1. Астратова Г.В. Проблемы и тенденции развития рынка услуг высшего образования в России // Дискуссия. 2016. № 9 (72). С. 16–25. EDN WXOUHN.
  2. Кандыбович С.Л., Разина Т.В. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в вузы на современном этапе // Человеческий капитал. 2022. № 1 (157). С. 124–137. DOI: 10.25629/HC.2022.01.13. EDN HOKQXA
  3. Киреева Л.В., Костыря С.С. Проблема отбора абитуриентов для заключения договора о целевом обучении с предприятием-работодателем // Социально-гуманитарные технологии. 2023. № 1 (25). С. 75–81. EDN TYLSYC.
  4. Купцов М.И. О критериях оценки качества образования абитуриентов // Субъекты образовательной деятельности в образовательном пространстве вузов: взаимодействие, саморазвитие, сотрудничество: сборник материалов по итогам IV Межвузовских учебно-методических сборов профессорско-преподавательского и начальствующего состава образовательных организаций ФСИН России, Рязань, 27–28 октября 2016 г. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2016. С. 104–107. EDN XZUGPP.
  5. Горощеня М.Д., Гуров М.И., Маланцева А.С. [и др.]. О возможностях применения технологии квеста для отбора абитуриентов на педагогические направления подготовки // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. № 5. С. 517–520. EDN YUHBOF.
  6. Эзрох Ю.С. Целевой прием в российские вузы: текущее состояние, проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 9–27. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-9-27. EDN RURMKH.
  7. Abdi B. Awareness of the university candidates on the academic program selection // Quarterly Journal of Research and Planning in Higher Education. 2023. V. 13. No. 2. P. 131–149.
  8. Telli Yamamoto G. University evaluation‐selection: a Turkish case // International Journal of Educational Management. 2006. Т. 20. No. 7. P. 559–569.
  9. Saboya N. et al. Fuzzy logic model for the selection of applicants to university study programs according to enrollment profile // Digital Science. Springer, 2019. P. 121–133.
  10. Федеральный институт педагогических измерений «Открытый банк тестовых заданий». URL: https://ege.fipi.ru/bank/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578 (дата обращения: 21.11.2023).
  11. Федеральный институт педагогических измерений «Открытый банк тестовых заданий». URL: https://ege.fipi.ru/bank/index.php?proj=B9ACA5BBB2E19E434CD6BEC25284C67F (дата обращения: 21.11.2023).