УДК 378
В.М. Лобеева,
д-р филос. наук, доцент,
профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин
Брянский государственный технический университет
e-mail: doktor70@bk.ru
Определяются и анализируются проблемы, которые в настоящее время серьезно препятствуют достижению качественной гуманитарной подготовки в технических вузах. Наиболее значимыми из них автором признаются: проблемы, связанные с цифровизацией образовательного и учебно-методического процессов; проблемы, связанные с тотальной формализацией образовательного и учебно-методического процессов; проблема структурных дисбалансов в системе преподаваемых в технических вузах гуманитарных и социальных дисциплин; проблема учебно-методической перегрузки преподавателей гуманитарных и социальных дисциплин; проблема нестабильности социально-профессионального статуса преподавателей. Утверждается необходимость конструктивного взаимодействия преподавателей гуманитарных и социальных дисциплин и административно-управленческих структур системы высшего образования, посредством которого возможно преодоление существующих проблем и приближение к социально значимым целям гуманитарной подготовки в технических вузах.
Ключевые слова: гуманитарная подготовка в технических вузах, цели гуманитарной подготовки в технических вузах, проблемы достижения качества гуманитарной подготовки в технических вузах.
Литература
1. Андреев А.Л. Гуманитарные контексты российского технического образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 62–72. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-62-72
2. Лобова С.В., Бочаров С.Н., Понькина Е.В. Цифровизация: мейнстрим для университетского образования и вызовы для преподавателей // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 92–106. DOI: 10.15826/umpa.2020.02.016
3. Новикова Е.Ю. Эмоции в электронном образовательном пространстве // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 108–119. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-108-119
4. Эрштейн Л.Б. Сущность и причины формализации образования в России и в мире // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 3. С. 19–25. DOI: 10.20339/AM.03–20.019
5. Ахлестина А.В., Эрштейн Л.Б. Формализация как причина разрушения высшего образования в России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 3. С. 84–88. DOI: 10.20339/AM.03–19.084
6. Лобеева В.М. Преподавание философии в техническом вузе: противоречивость современных реалий и возможности цифровых методов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 4. С. 11–14. DOI: 10.20339/AM.04-21.011
7. Лобеева В.М. Рабочие программы учебных дисциплин: предназначение и современные особенности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 3. С. 55–58. DOI: 10.20339/AM.03-22.055
8. Гегер А.Э., Ляшко С.В., Клюев А.В., Саганенко Г.И. Стратегии протеста в условиях развивающегося академического капитализма // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 8–9. С. 27–40. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-27-40
9. Осьмук Л.А., Яблонская В.А. Социальное самочувствие преподавателей высшей школы: социальный контекст и критерии измерения // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 112–124. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-112-124
10. Гайдамакин А.В. Гуманитарное образование в контексте реформирования высшей технической школы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 11. С. 17–22. DOI: 10.20339/AM.11-19.017
11. Воробьева И.В. Социально-трудовое положение преподавателей вуза: элитные специалисты или потенциальные прекарии // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10. С. 69–86. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-112-124