УДК 378
https://doi.org/10.20339/AM.01-22.013
Т.Е. Зерчанинова,
канд. социол. наук, доцент,
заведующая кафедрой регионального и муниципальног о управления
Российская академия наро дного хозяйства и г осударственной службы
при Президент е Российской Федерации (РАНХиГС)
e-mail: zerchaninova-te@ranepa.ru
М.Г. Медведева,
аспирант кафедры теории и с оциологии управления
Российская академия наро дного хозяйства и г осударственной службы
при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
e-mail: medvedeva-mg@ranepa.ru
В настоящее время изучение процессов интернационализации образования в вузах России становится особенно актуальным в связи с действием Федерального проекта «Экспорт образования». Целью данного исследования является определение уровня интернационализации
вузов Урала и Сибири и выявление наиболее эффективных инструментов привлечения иностранных студентов с учетом региональных особенностей. Эмпирической базой исследования является социологический опрос руководителей международных служб вузов Урала и Сибири. По результатам исследования сделан вывод, что деятельность международной службы вуза является важной составляющей общей стратегии вуза в условиях интернационализации высшего образования. Пандемия оказала влияние на процессы рекрутинга и трансформации инструментов привлечения иностранных студентов: происходит некоторое снижение количества иностранных студентов, основной причиной стало закрытие воздушных и пеших границ государств. Однако региональные вузы смогли оперативно, в течение двух-трех месяцев, перевести часть предоставляемых образовательных услуг в режим онлайн, что позволило сохранить контингент и не потерять доход от международной деятельности. В результате исследования выявлено влияние региональной составляющей на уровень интернационализации вуза, а также наиболее эффективные инструменты привлечения иностранных студентов в региональных вузах Урала и Сибири.
Ключевые слова: иностранные студенты, экспорт образования, высшее образование, региональные вузы, интернационализация высшего образования.
Литература
1. Wit H.D. (2017) Global: Internationalization of Higher Education: Nine Misconceptions. In: Mihut G., Altbach P.G., Wit H. (eds). Understanding Higher Education Internationalization. Global Perspectives on Higher Education. SensePublishers, Rotterdam. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-6351-161-2_2
2. Romani-Dias M., Carneiro J., Barbosa A. (2019) Internationalization of higher education institutions: the underestimated role of faculty, International Journal of Educational Management, Vol. 33. Iss. 2. P. 300– 316. DOI: https://doi.org/10.1108/IJEM-07-2017-0184
3. Интернационализация высшего образования: вызовы и реалии // Аккредитация в образовании. URL: https://akvobr.ru/internacionalizacia_vysshego_obrazovania.html (дата обращения: 09.01.2021).
4. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: международные отношения. 2015. Т. 15. № 3. С. 203–2011.
5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О высшем образовании в России для иностранных студентов. URL: https://studyinrussia.ru/actual/articles/rekordnoe-kolichestvo-inostrann... (дата обращения: 14.10.2021).
7. Study in Yekaterinburg. URL: http://dod.ui.ranepa.ru/eng (дата обращения: 14.10.2021).
8. Минаева Е.А. Изменения в работе вузов по привлечению иностранных студентов во время пандемии // Мониторинг экономики образования. 2020. № 4. С. 4–5.
9. International Student Survey 2020. URL: https://www.qs.com/portfolio-items/international-student-survey-2020/ (дата обращения: 14.10.2021).
10. О направлении информации: письмо Минобрнауки России от 01.09.2021 № МН-7/7226 (вместе с «Алгоритмом организации работы в отношении иностранных обучающихся, прибывающих в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательных организациях высшего образования и в профессиональных образовательных организациях»). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».