УДК 378-042.4:004
https://doi.org/10.20339/AM.01-21.065
О.А. Вагаева,
канд. пед. наук, доц. , доц. кафедры
ORCID: 0000-0003-0161-746X
e-mail: yurmashevj@inbox.ru
Е.В. Ликсина,
канд. пед. наук, доц. кафедры
e-mail: lev330@yandex.ru
В.Н. Люсев,
канд. ист. наук, доц., заведующий кафедрой
e-mail: vn1972@yandex.ru
кафедра «Педагогика и психология»
Пензенский государственный технологический университет
Исследована проблема дистанционного образования в России в условиях пандемии коронавируса, распространившегося в 2020 г. Во всем мире. В статье описаны и проанализированы результаты опроса в форме анкетирования обучающихся и педагогов высших учебных заведений нескольких провинциальных городов России. В результате исследования выявлено, что около 70% обучающихся и более 90% педагогов считают, что учебный процесс в высшей школе нецелесообразно полностью переводить в онлайн. Преподаватели отметили, что оптимальной формой организации учебного процесса является сочетание онлайн- и офлайн-форматов. Опрос позволил оценить сильные и слабые стороны организации и содержания дистанционного образования в российских вузах, трудности и проблемы, возникшие как у преподавателей, так и студентов, перспективы развития исследуемого явления. В первую очередь нужно отметить недостаточную готовность как педагогов, так и студентов вузов к переходу в дистанционный режим. Много сложностей организационного характера было связано с нестабильной работой электронной образовательной среды, образовательных порталов и информационно-коммуникационных сетей, а также сбоями в работе сети Интернет. Результаты исследований показали, что над решением данных вопросов следует работать в долгосрочной перспективе. И студенты, и педагоги признают, что дистанционная форма обучения является хорошим дополнением к существующей традиционной образовательной системе и в онлайн-формате можно оставить некоторые формы учебной работы.
Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, студенты, преподаватели, университет, развитие.
Литература
- Аскаров А.Д. Внедрение дистанционного образования в процесс повышения квалификации педагогов как фактор модернизации образования // Символ науки. 2020. № 1. С. 70–73.
- Баринова Н.В. Проблемы развития дистанционного и электронного образования в России // ИТ портал. 2017. № 2 (14). С. 11.
- Ерёмин А.В., Орлова О.Н. Дистанционное образование как одна из форм реализации концепции открытого образования в мировом масштабе // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2020. № 1 (5). С. 254–256.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
- Крюкова К.А. Инклюзивное образование в рамках дистанционного обучения // Молодой ученый. 2018. № 2 (188). С. 126–129.
- Ликсина Е.В. Образовательный портал — технологическая основа единой информационной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 164–167.
- Ноздрина Н.А., Сяктерева А.А., Новикова К.В. Дистанционное образование как метод получения образования для людей с ограниченными временными рамками // Электронный научный журнал. 2017. № 2-1 (17). С. 297–299.
- Петрякова С.В. Электронное дистанционное образование // Вестник научных конференций. 2016. № 3 (7). С. 139.
- Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М.: Академия, 2006.
- Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004.
- Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004.
- Хуторской А.В. Технологии дистанционного обучения. Версия 1.2. М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2006.
- «Это провокация»: Путин высказался о дистанционном обучении. URL: https://news.rambler.ru/community/44204785/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink