УДК 37.09::54
https://doi.org/10.20339/AM.01-20.071
О.В. Андрюшкова,
к.х.н., доц., заведующая
лабораторией методики обучения химии
e-mail: o.andryushkova@gmail.com
Н.Л. Зверева,
к.х.н., доц.
e-mail: nataliacat@mail.ru
Химический факультет
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Рассматриваются подходы к системе оценки качества эмергентного обучения по дисциплинам химического профиля для нехимических направлений университета. Применяемая модель обучения включает помимо лекций и семинаров обязательный лабораторный практикум по основным разделам курса. В процессе очного обучения также предполагается использование онлайн-курса поддержки, содержащего теоретические и справочные материалы, методические рекомендации для подготовки к лабораторным работам, аудиторным контрольным работам, коллоквиумам, а также тестовые задания по всем темам для оценки самоподготовки к занятиям. Предлагается оценивать результат обученности студента на основе расчета интегрального показателя — негэнтропии, учитывающего все виды деятельности участников учебного процесса, а также внешние требования к формированию компетенций. Негэнтропия рассчитывается как сумма всех значений критериев от первого до третьего уровней с учетом их весовых коэффициентов. Оценка значений критериев выполняется по дихотомическому принципу или с помощью алгоритмов нечетких множеств.
Ключевые слова: электронное, комбинированное или смешанное обучение, эмергентное, нечеткое множество, качество обучения, негэнтропия.
Литература
- Современная цифровая образовательная среда в РФ. Оценка качества онлайн-курсов. URL: http://neorusedu.ru/activity/otsenka-kachestva-onlayn-kursov
- Тихомиров В.П. Методы оценки качества электронного обучения. URL: http://studydoc.ru/doc/4976682/metody-ocenki-kachestvae-lektronnogo-obucheniya--tihomirov-v.p.
- Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Определение качества электронного обучения: подходы, модели, критерии // Вестник МГПУ. 2018. № 1(43). С. 16–23.
- Андреев А.А. Качество онлайн-обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании. Ульяновск, 2017. С. 340–344.
- Андрюшкова О.В., Андреев А.А. Оптимизация набора критериев качества электронного, комбинированного и эмергентного обучения // Естественнонаучное образование: проблемы оценки качества. М., 2018. С. 206–220.
- Архангельская О.В., Зверева Н.Л., Керимов Э.Ю. Рейтинговая система оценивания результатов обучения в вузе // Актуальные проблемы химического образования. Пенза, 2013.С. 39–45.
- Кабанова Е.Г., Пташкина Е.А., Андрюшкова О.В., Буданова А.А., Жмурко Г.П. Управление мотивацией при использовании элементов электронного обучения и балльно-рейтинговой системы // Естественнонаучное образование: информационные технологии в высшей и средней школе. М., 2019. С. 192–207.
- Андрюшкова О.В., Григорьев С.Г. Расчет негэнтропии и весовых коэффициентов многокритериальных оценок на основе нечетких множеств // Информатика и образование. 2019. № 1 (300). С. 40–49.
- Национальная психологическая энциклопедия. URL: https://vocabulary.ru/termin/sposobnost-k-obucheniyu.html
- Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. М., 2004.
- Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1995.
- Штовба С.Д. Введение в теорию нечетких множеств и нечеткую логику. URL: http://matlab.exponenta.ru/fuzzylogic/book1/6.php
- Vostroknutov I., Kaneda Y. The Possibilities of Using Modern CASIO CG-50 Graphing Calculators for Volumetric and Complex Calculations, Including Fuzzy Calculations. 2018. Vol. 896. P.702–708.
- Цветков В.Я. Эмерджентизм. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11234