Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Роль комплексной поддержки молодых ученых и специалистов в развитии современного университета

В.А. Лазаренко, П.В. Ткаченко, В.А. Липатов, Д.А. Северинов
80,00 Р

УДК 001.32:378

https://doi.org/10.20339/AM.01-20.031

 

В.А. Лазаренко,

д-р мед. наук, проф., ректор университета,

заслуженный врач РФ

e-mail: kurskmed@mail.ru

П.В. Ткаченко,

д-р мед. наук, доц., проректор

по научной работе и инновационному развитию

e-mail: TkachenkoPV@kursksmu.net

В. Липатов,

д-р мед. наук, проф.

e-mail: drli@yandex.ru

Д.А. Северинов,

ассистент кафедры детской хирургии и педиатрии

e-mail: dmitriy.severinov.93@mail.ru

Курский государственный медицинский университет

 

Анализируется процесс реализации запланированных экономических и социальных преобразований в России, нуждающийся в хорошо образованных, творчески мыслящих специалистах, которые могут активно воздействовать на уровень производственного и общественного развития государства, условия жизнедеятельности его граждан. В связи с этим на современные университеты ложится ответственность не только за подготовку квалифицированных кадров, но и разработка локальных и государственных мер поддержки и стимулирования деятельности таких специалистов. Цель исследования заключается в анализе эффективности разработанных на протяжении последних 5 лет мер социальной, материальной, профессиональной поддержки молодых специалистов на примере Курского государственного медицинского университета. В рамках работы проанализирована динамика таких показателей, как публикационная активность профессорско-преподавательского состава, возрастной состав профессорско-преподавательского состава до и после внедрения действующих мер поддержки и др. Согласно полученным данным отмечается рост числа принятых в университет молодых сотрудников, а также количества опубликованных работ молодыми коллегами. Количество же уволенных сотрудников в возрасте ниже 30 лет с каждым годом уменьшается. Таким образом, результаты анализа, приведенные в статье, подчеркивают эффективность выбранного курса внутренней политики университета. Представленная статья относится к категории кейс-статей, в ней описывается система поддержки молодых специалистов, а также подробно описаны способы взаимодействия администрации университета с кадровым резервом, принципы отбора и формирования последнего. Настоящая статья может быть полезна для управленческого штаба высшего учебного заведения в целом, для тех, кто делает ставку на развитие сотрудников, их потенциал, повышение лояльности к организации, вовлеченности в исполнение своих рабочих ролей. Оригинальность и новизна настоящей работы связаны с разработкой фокусированной методики для применения в организациях высшего профессионального образования.

Ключевые слова: молодые ученые, поддержка, управление, менеджмент, университет, образование, высшая школа, кадровый резерв.

 

Литература

  1. Гвоздева Е.С., Гвоздева Г.П. Молодые ученые и инновационное развитие. Новосибирск, 2009.
  2. Попов Е.В., Власов М.В. Мобильность молодых ученых // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 3. С. 43–51.
  3. Sharplin E., O’Neill M., Chapman A. Coping strategies for adaptation to new teacher appointments: Intervention for retention. Teaching and Teacher Education. 2011. No. 1. P. 136–146.
  4. Воробьева И.В. Социальный статус современного российского ученого (на примере преподавателей вузов) // Вестник РГГУ. 2012. № 2 (82). С. 260–267.
  5. Лазаренко В.А., Охотников О.И., Шульгина Т.А., Брынцева О.С., Черней С.В. Социальное партнерство вуза и работодателей как способ ликвидации кадрового дефицита региона: опыт Курского государственного медицинского университета // Innova. 2015. № 1(4). С. 43–45.
  6. Парахина О.В., Шаталова Е.В. Проблемы и опыт профессионального воспитания будущего медицинского работника в образовательном учреждении // Innova. 2015. № 1(4). С. 39–42.
  7. Романович М.А., Евтушенко Е.И., Романович Л.Г., Оспищев П.И. Государственная поддержка инновационного предпринимательства молодых ученых на базе вузов России Белгородской области // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2012. № 2. С. 1–4.
  8. Юнгман И.В. Трудности адаптации молодого специалиста при вхождении в образовательную среду // Наука и современность. 2016. № 42. С. 48–52.
  9. Матвеева А. Социальная адаптация молодых специалистов в системе общего образования в период становления цифровой экономики. Litres, 2019.
  10. Зайцев В.Е. Оценка государственных программ Российской Федерации: новые вызовы // Государственное управление. 2018. № 67. С. 111–136.
  11. Емельянова Е.В. Проблемы адаптации молодого специалиста в медицинской организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 113–118.
  12. Zein M.S. Government-based training agencies and the professional development of Indonesian teachers of English for Young Learners: perspectives from complexity theory. Journal of Education for teaching. 2016. No. 2. Р. 205–223.
  13. Попова Н.Г., Биричева Е.В. Подготовка молодых ученых в аспирантуре: поиск единого ориентира // Высшее образование в России. 2017. № 208(1). С. 5–14.
  14. Долгова В.И., Мельник Е.В., Моторина Ю.В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении // Концепт. 2015. Т. 31. С. 76–80.
  15. Шабаловская М.В., Бохан Т.Г., Малкова И.Ю., Радишевская Л.В. Саморегуляция как критерий психологической готовности к успешному освоению фаз научно-исследовательской деятельности молодых ученых // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 2 (12). С. 9–15.
  16. Шмелева Е.А. Психолого-педагогические основы развития инновационного потенциала студентов и молодых ученых // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3(1). С. 12–18.
  17. Глаголев С.Н., Фоменко Ю.В., Деменко В.В. К вопросу об интенсификации научно-исследовательской деятельности молодых ученых и ее влиянии на становление востребованного специалиста // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2012. № 1. С. 197–199.
  18. Данилов А.В. Послание Президента России Федеральному Собранию как вектор финансово-экономической и социальной стабильности страны // Актуальные вопросы товароведения, безопасности товаров и экономики. Коломна, 2018. С. 101–105.
  19. Parsons S.A., Vaughn M., Scales R.Q., Gallagher M.A., Parsons A.W., Davis S.G. Teachers’ instructional adaptations: Aresearch synthesis. Review of Educational Research. 2018. No. 2. Р. 205–242.
  20. Будылин Д.Ю., Полатайко С.В., Силакова Л.В. Социальные инновации как фактор развития университета. URL: http://www.economics.ihbt.ifmo.ru
  21. Scales R.Q.,Wolsey T.D., Lenski S., Smetana L., Yoder K.K., Dobler E. Are we preparing or training teachers? Developing professional judgment in and beyond teacher preparation programs. Journal of Teacher Education. 2018. No. 1. Р. 7–21.
  22. Лазаренко В.А., Липатов В.А., Олейникова Т.А., Северинов Д.А., Филинов Н.Б. Об эффективности внедрения рэнкинга в систему управления университетом (практический опыт) // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 9–19.
  23. Шухно Е.В. Организационная культура государственных научных учреждений и ее роль в карьере молодых ученых // Социология науки и технологий. 2018. № 2. С. 95–106.
  24. Балабанов С.С., Бедный Б.И., Миронос А.А. Подготовка научных кадров социогуманитарного профиля в аспирантуре // Социологические исследования. 2008. № 3. С. 70–78.
  25. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодые специалисты: подготовка и востребованность на рынке труда // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 114–122.
  26. Андрущенко Т.Ю., Аржаных Е.В., Виноградов В.Л., Минюрова С.А., Федекин И.Н., Федоров А.А. Проблемы профессиональной адаптации молодых педагогов // Психолого-педагогические исследования. 2017. №. 2. С. 1–16.