http://dx.doi.org/10.20339/AM.01-16.054
О.В. Лешер,
д. педагог. н., проф., заведующий
кафедрой педагогики профессионального образования
Л.В. Деменина,
аспирант
Институт педагогики, психологии и социальной работы
Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова
E-mail: mahaon-5@yandex.ru
Изложены наиболее актуальные проблемы и направления создания инклюзивной образовательной среды в вузе. Внедрение инклюзивного образования в систему ВПО непосредственно связано с изучением образовательной среды, в которой этот процесс протекает. Анализ профессиональной подготовки специалиста в вузе на основе инклюзивного и средового подходов обусловлен необходимостью организации влияния средовых факторов в образовании в целом. Рассмотрены отдельные проблемы в предоставлении всем студентам равных стартовых возможностей при получении качественного высшего образования в контексте влияния факторов социальной среды на развитие ВПО в целом. Прослежено их решение на примере реализации программы развития инклюзивного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова.
Ключевые слова: среда, образовательная среда, инклюзивная среда, подход, инклюзивный поход, средовой поход, интегративный подход, социальный подход.
Литература
- Александрова Л.А., Лебедева А.А., Леонтьев Д.А. Ресурсы саморегуляции студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор эффективности инклюзивного образования / Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. — Кисловодск, 2009. — С. 11–16.
- [URL]: http://www.do.gendocs.ru/docs/index-249855.html
- Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании / Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. — Минск, 2007. — С. 34–46.
- Евмененко Е.В. Инклюзивный подход к образовательной деятельности в вузе: психолого-педагогическое обеспечение // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2014. — № 5 (44). — С. 179–182.
- Инклюзивное образование / Проблемы совершенствования образовательной политики и системы. — СПб., 2008.
- Кондратьева С.И., Мастяева И.Н. Модель оценки качества инклюзивного образования в вузе / Вестник университета. — М., 2009. — С. 23–31.
- Костецкая Г.А. Средовой подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 49–51.
- Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра РАН. — 2010. — Т. 12. — № 3. — С. 134–137.
- [URL]: http://www.programs-gov.ru/5_1.php
- [URL]: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М., 2001.