Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Профессиональная подготовка будущего учителя: этнокультурный компонент

Е.В. Птицына
$2.50

УДК 37.02+39

https://doi.org/10.20339/AM.02-23.068

 

Е. В. Птицына,

канд. пед. наук, доцент

кафедра технологии изобразительного искусства и дизайна

Институт педагоги и психологии

Петрозаводского государственного университета

ORCID: 0000-0002-0732-9074

e-mail: ptycina@yandex.ru

 

Проблема подготовки будущего учителя в системе высшего образования рассматривается как одна из ключевых в педагогической науке. Формирование профессиональных компетенций и ценностей, а также личностных качеств выступают как взаимодействующие факторы одного явления и оказывают влияние на качественное функционирование педагогической системы. Современная педагогика придает важное значение культурным составляющим, при этом культурологический подход расширяет основы содержания педагогического образования, создает условия для развития и саморазвития будущего учителя в культурно-образовательной среде. Цель статьи заключается в раскрытии этнокультурной основы профессиональной подготовки будущего учителя в вузе. В контексте заявленной проблемы автор делает акцент на усилении культурологической направленности подготовки к педагогической деятельности будущего учителя и обосновывает актуальность создания культурно-образовательного пространства вуза, в котором происходит активное погружение будущих учителей в культуру, создаются условия для  усвоения знаний, норм и ценностей, трансляции гуманистических ценностей во всем многообразии социальных связей и отношений. Анализируется подготовка будущего учителя с позиции этнокультурной направленности, рассматриваются варианты наполнения содержания педагогического образования этнокультурными составляющими через воспитание ценностного отношения к мировой культуре в целом и многообразию национальных традиций в частности. В выводах автор обосновывает, что профессиональная подготовка будущего учителя с позиции этнокультурной направленности способствует решению задач сохранения духовно-нравственных ценностей; преемственности культурного прошлого и настоящего; сохранения, воссоздания и передачи достижений культуры. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям вузов при проектировании культурно-образовательного пространства вуза.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, этнокультурное воспитание, культурно-образовательное пространство, будущий учитель, профессиональная подготовка.

 

Литература

1. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 138–145.

2. Бордовский Г.А. Образование как образ будущего // Высшее образование сегодня. 2021. № 4. С. 2–7.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Academia, 2000. 168 с.

4. Гатаев А.С.-А. Формирование этнокультурного воспитания в системе высшего образования // Право и практика. 2019. № 2. С. 313–316.

5. Зеер Э.Ф., Павлова Ф.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: уч. пос. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2015. 216 с.

6. Панькова Н.М., Кабанова Н.Н. Современные образовательные технологии в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. С. 220–225. URL: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=23746 (дата обращения: 27.03.2022).

7. Педагогическое наследие В.А. Cластёнина: горизонты будущего: монография / под ред. Л.С. Подымовой, А.В. Лукиновой. М.: Изд-во Моск. гос. пед. ун-та, 2015. 204 с.

8. Птицына Е.В., Шевченко Н.Н., Крылова Ю.С. Формирование педагогических ценностей в культуровоспитывающей среде образовательных учреждений // Еuropean social science journal. 2014. № 8-2 (47). С. 43–50.

9. Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Профессиональное образование: современное состояние и новые подходы // Экономика в промышленности. 2021. Т. 14. № 1. С. 130–140.

10. Субботина Л.Ю. Формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности // Ярославский педагогический вестник, 2011. № 4. Т. 2. С. 295–298.

11. Anderson L., Stillman J. Student teaching for a specialized view of professional practice? Opportunities to learn in and for urban, high-needs schools // Journal of Teacher Education. 2011. Vol. 62. No. 5. P. 446–464.