В.Г. Садков,
д. э. н., проф., научный руководитель
кафедры «Государственное управление и финансы»,
заслуженный работник высшей школы,
лауреат премии Президента России в области образования
E-mail: sadkov-vg@mail.ru
Д.В. Аронов,
д. и. н., проф., заведующий
кафедрой «Теория и история государства и права»
E-mail: aronovdv@mail.ru
ФГБОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК»
П.Н. Машегов,
д. э. н., проф. кафедры «Прикладные экономические дисциплины»
Орловский государственный университет
E-mail: yand-man@yandex.ru
Представлен детальный анализ ситуации, сложившейся в управлении высшим образованием России касательно сферы формирования системы показателей, используемых при определении рейтинга конкретного вуза. Авторами предложена целостная концепция формирования многоуровневой системы мониторинга качества и эффективности образования в системе «преподаватель — вуз — министерство». Предложен авторский вариант системы критериев оценки качества и эффективности совместной деятельности высших учебных заведений и Министерства образования и науки РФ. Сделан вывод о том, что именно система образования играет решающую роль в целенаправленном, эффективном и устойчивом развитии страны, которое определяется наличием перспективной концептуальной модели общества, целостной системы законов, а также эффективной структуры органов государственной власти и компетентностного персонала управления.
Ключевые слова: мониторинг высших учебных заведений, система показателей, качество образования, эффективность образования.
Литература
1. Аронов Д.В., Садков В.Г., Машегов П.Н., Коськин А.В. Диссоветы будущего 5 × 7 ≠ Качество // Высшее образование в России. — 2013. — № 7. — С. 148—152.
2. Белоцерковский А.В. К вопросу о рейтингах и рангах // Высшее образование в России. — 2014. — № 1. — С. 3?10.
3. Белоцерковский А.В. Присуждение ученых степеней в России: защита от кого и от чего // Высшее образование в России. — 2013. — № 4.
4. Заварыкина Л.В., Лазутина И.В., Ларионова М.В., Лопатина А.С., Нагорнов В.А., Перфильева О.В. Анализ результатов апробации модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов // Вестник международных организаций. — 2013. — № 1 (40). — С. 31?59.
5. Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Ученая степень в России: реальность и перспективы // Высшее образование в России. — 2013. — № 4.
6. Порус В.Н. Ученая степень как кривое зеркало российской науки // Высшее образование в России. — 2013. — № 4.
7. Пугач В.Ф., Жуковская М.Э. Рейтинги вузов: международный и российский подходы // Высшее образование в России. — 2012. — № 8/9. — С. 15?25.
8. Садков В.Г. Системные основы формирования общества XXI века и модель Основного закона России. — М., 2008.
9. Садков В.Г., Голенков В.А., Аронов Д.В. и др. Управление качеством образования в регионах России. — М., 2007.
10. Садков В.Г., Машегов П.Н., Аронов Д.В. Рейтинг есть — проблемы остаются // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2006. — № 9. — С. 8?14.
11. Садков В.Г., Машегов П.Н.., Леонова О.В., Аронов Д.В, Системная кодификация образовательного и научно-инновационного законодательства в модернизируемой России // Инновации. — 2007. — № 5. — С. 42?46.
12. [URL]: http://www.saveras.ru/archives/7257
13. Шестак В.П., Шестак Н.В. Этос, рейтинг вуза и публикационная активность преподавателя вуза // Высшее образование в России. — 2012. — № 3. — С. 29?40.