О.А. Гаврилюк,
к. педагог. н., заведующая кафедрой латинского и иностранных языков
Т.П. Лебедева,
доц. кафедры латинского и иностранных языков
А.В. Лахно,
старший преподаватель кафедры латинского и иностранных языков
Красноярский государственный медицинский университет
им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого
E-mail: oksana.gavrilyuk@mail.ru
Рассмотрена роль профессиональной автономности преподавателя университета в обеспечении его готовности к инновационной деятельности в условиях трансформации современного высшего образования. Обозначены универсальные компетенции субъектов образовательной среды вуза и их инновационный потенциал. Выделена профессиональная автономность преподавателя как ключевой фактор обеспечения готовности к инновационной деятельности. Показаны категории универсальных компетенций преподавателя и этапы его инновационной деятельности. Сделан вывод о том, что в решении проблемы подготовки преподавателей к инновационной деятельности особое внимание следует уделять развитию их профессиональной автономности, методологической основой которой выступают компетентностный, контекстный, интегративно-рефлексивный, межкультурный и автономно ориентированный подходы.
Ключевые слова: высшее образование, инновационная деятельность, инновационное развитие, инновационный потенциал, преподаватель вуза, универсальные компетенции, профессиональная автономность.
Литература
- Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. — М., 2009.
- Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. — М.: Логос, 2011.
- Гаврилюк О.А. Профессиональная автономность преподавателя высшей школы: проблема дефиниции // Психология и педагогика сегодня. — Ставрополь: Логос, 2013. — С. 7–28.
- Зоткин А.О., Проскуровская И.Д. Интеллектуализация педагогической деятельности в инновационных практиках // Инновационные процессы в педагогической практике и образовании. — Барнаул-Томск, 1997. — С. 28–42.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. — М., 1997.
- Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 339. — С. 151–154.
- Кочетков М.В. Развитие творчески-инновационной образовательной среды и грядущая парадигма образования // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 12. — С. 23–30.
- Рац М.В., Ойзерман М.Т. Размышления об инновациях // Вопросы методологии. — 1991. — № 1. — С. 3–19.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. — М., 1997.
- Тарева Е.Г. Межкультурный подход как лингводидактическая инновация // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. — М.: Тезаурус, 2013. — С. 61–67.
- Толстов С.Н., Шмелева Е.А. Инновационный потенциал и образовательная среда как акмеологические ресурсы развития // Научный журнал КубГАУ. — 2012. — № 79. — С. 2–9.
- Ходяков Д.А. Образовательная автономность изучающих иностранные языки: способность или готовность? // Известия ВГПУ. — 2012. — Т. 74. — № 10. — С. 98–102.