Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Роль профессиональной автономности в обеспечении готовности преподавателя вуза к инновационной деятельности

О.А. Гаврилюк, Т.П. Лебедева, А.В. Лахно
80,00 Р

О.А. Гаврилюк,

к. педагог. н., заведующая кафедрой латинского и иностранных языков

Т.П. Лебедева,

доц. кафедры латинского и иностранных языков

А.В. Лахно,

старший преподаватель кафедры латинского и иностранных языков

Красноярский государственный медицинский университет

им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

E-mail: oksana.gavrilyuk@mail.ru

 

Рассмотрена роль профессиональной автономности преподавателя университета в обеспечении его готовности к инновационной деятельности в условиях трансформации современного высшего образования. Обозначены универсальные компетенции субъектов образовательной среды вуза и их инновационный потенциал. Выделена профессиональная автономность преподавателя как ключевой фактор обеспечения готовности к инновационной деятельности. Показаны категории универсальных компетенций преподавателя и этапы его инновационной деятельности. Сделан вывод о том, что в решении проблемы подготовки преподавателей к инновационной деятельности особое внимание следует уделять развитию их профессиональной автономности, методологической основой которой выступают компетентностный, контекстный, интегративно-рефлексивный, межкультурный и автономно ориентированный подходы.

Ключевые слова: высшее образование, инновационная деятельность, инновационное развитие, инновационный потенциал, преподаватель вуза, универсальные компетенции, профессиональная автономность.

 

Литература

  1.  Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. — М., 2009.
  2.  Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. — М.: Логос, 2011.
  3.  Гаврилюк О.А. Профессиональная автономность преподавателя высшей школы: проблема дефиниции // Психология и педагогика сегодня. — Ставрополь: Логос, 2013. — С. 7–28.
  4.  Зоткин А.О., Проскуровская И.Д. Интеллектуализация педагогической деятельности в инновационных практиках // Инновационные процессы в педагогической практике и образовании. — Барнаул-Томск, 1997. — С. 28–42.
  5.  Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. — М., 1997.
  6.  Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник Томского государственного университета. — 2010. — № 339. — С. 151–154.
  7.  Кочетков М.В. Развитие творчески-инновационной образовательной среды и грядущая парадигма образования // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 12. — С. 23–30.
  8.  Рац М.В., Ойзерман М.Т. Размышления об инновациях // Вопросы методологии. — 1991. — № 1. — С. 3–19.
  9.  Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. — М., 1997.
  10.  Тарева Е.Г. Межкультурный подход как лингводидактическая инновация // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. — М.: Тезаурус, 2013. — С. 61–67.
  11.  Толстов С.Н., Шмелева Е.А. Инновационный потенциал и образовательная среда как акмеологические ресурсы развития // Научный журнал КубГАУ. — 2012. — № 79. — С. 2–9.
  12.  Ходяков Д.А. Образовательная автономность изучающих иностранные языки: способность или готовность? // Известия ВГПУ. — 2012. — Т. 74. — № 10. — С.  98–102.