Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Влияние концентрации учреждений среднего общего образования на распределение населения в социальном пространстве мегаполиса Санкт-Петербурга

А.Н. Муфтахова, С.Е. Парасочкин
$2.50
УДК 316.34-042.3:373
 
 

А.Н. Муфтахова,

канд. филос. наук, доцент

кафедры государственного и муниципального управления

Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте РФ,

Северо-Западный институт управления

e-mail: msmalmira@yandex.ru, muftakhova-an@ranepa.ru

С.Е. Парасочкин,

магистрант,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ,

Северо-Западный институт управления

e-mail: parasochkin-se@yandex.ru

 

 

Актуальность материала заключается в том, что на современном этапе, в условиях постоянно растущей урбанизации населения, всё острее становится вопрос о структуризации социального пространства города. В Санкт-Петербурге, городе-миллионнике, отдельном субъекте Российской Федерации, создаются определенные социальные пространства на основании распределения различных благ и услуг. Объектом исследования является особенность концентрации учреждений среднего общего образования в социальном пространстве мегаполиса Санкт-Петербурга. Предметом выступает оценка влияния концентрации учреждений среднего общего образования на распределение населения в Санкт-Петербурге.

Цель исследования: на основе анализа диспропорций организаций среднего общего образования в городе федерального значения Санкт-Петербурге выявить их доступность для жителей мегаполиса.

Методическую основу исследования составляют: метод статистического анализа, методы обобщения, систематизации данных, картографический анализ, графический и сравнительный методы.

Практическая значимость состоит в том, что представленный в работе результат позволит учреждениям среднего общего образования выявить их основную потребительскую аудиторию, а также наиболее востребованные потенциальные места для развития данного бизнеса, государству даст представление о доходности населения и их возможностях приобретения услуг, а электорату позволит выявить качество развития района и др.

Ключевые слова: мегаполис, средний класс, социальное пространство, неравенство, доходы, образование

 

Литература

  1. Бурдьё П. Социология социального пространства / пер. с франц.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.
  2. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / пер. с фр. Д. Кралечкин. М.: Академический Проект, 2007. 335 с.
  3. Малева Т., Авраамова Е.М. и др. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / под ред. Т. Малевой; Моск. центр Карнеги. М.: Гендальф, 2003. 506 с.
  4. Сакаринен М.А., Муфтахова А.Н. Факторы дисбаланса в распределении социальной инфраструктуры при территориальном планировании мегаполиса Санкт-Петербурга // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2024. Т. 14. № 11-1. С. 366–375.
  5. Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность. Текст - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 526 с.
  6. Яницкий О.Н. Глобализация. Город. Человек: монография. М.: ФНИСЦ РАН, 2018. 177 с.
  7. Коммерческие школьные учреждения Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Геоинформационная система 2ГИС. URL: https://2gis.ru/spb/search/spb (дата обращения: 14.05.2025).
  8. Коммерческие школьные учреждения Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Геоинформационная система Яндекс. URL: https://yandex.ru/maps/2/saint-petersburg (дата обращения: 16.06.2025).
  9. Коммерческие школьные учреждения Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Геоинформационная система Google Карты. [сайт]. URL: https://www.google.lv/maps (дата обращения: 22.05.2025).