Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Культурное потребление как фактор развития трудового потенциала молодежи: теоретико-методологический аспект

К.О. Малинина, Т.А. Блынская
$2.50
УДК 304-052
 

К.О. Малинина,

канд. социол. наук, ведущий научный сотрудник

Лаборатории проблем развития территорий

Института социально-экономических и биоресурсных исследований

Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики

имени академика Н.П. Лаверова

Уральского отделения Российской академии наук, г. Архангельск

e-mail: malinina.ciom@gmail.com

Т.А. Блынская,

канд. сельскохоз. наук, старший научный сотрудник

Лаборатории проблем развития территорий

Института социально-экономических и биоресурсных исследований

Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики

имени академика Н.П. Лаверова

Уральского отделения Российской академии наук, г. Архангельск

e-mail: t_blynskaya@mail.ru

 

В условиях постиндустриальной экономики и перехода к креативному укладу традиционные подходы к формированию трудового потенциала молодежи, сфокусированные на образовании и профессиональной подготовке, являются недостаточными. Всё более значимым фактором становится культурное потребление, выступающее ресурсом развития ключевых компетенций XXI века. Цель статьи заключается в теоретико-методологическом анализе культурного потребления как фактора формирования и развития трудового потенциала молодежи. В основе исследования лежит междисциплинарный синтез классических и современных социологических концепций: теории человеческого (Г. Беккер), социального (Дж. Коулман) и культурного (П. Бурдьё) капиталов, эволюционной теории модернизации (Р. Инглхарт, К. Вельцель) и концепции креативной экономики (Р. Флорида). Проведен аналитический обзор современных российских и зарубежных исследований по данной проблематике. Установлено, что культурное потребление оказывает комплексное влияние на трудовой потенциал молодежи, функционируя через несколько взаимосвязанных механизмов: 1) накопление человеческого капитала через развитие когнитивных и мягких навыков (креативность, критическое мышление, коммуникация); 2) формирование социального капитала путем расширения профессиональных сетей и связей; 3) трансформация ценностных ориентаций в сторону постматериализма, что повышает адаптивность к требованиям инновационной экономики. Эмпирические данные подтверждают связь между активными культурными практиками и более высокими показателями профессиональной мобильности, социальной активности и ориентацией на карьерные стратегии достижения. Культурное потребление является значимым, но недооцененным ресурсом формирования конкурентоспособного трудового потенциала молодежи. Полученные выводы расширяют понимание механизмов воспроизводства трудовых ресурсов и открывают новые возможности для разработки комплексных стратегий в сфере образования, культурной и молодежной политики.

Ключевые слова: трудовой потенциал, культурное потребление, человеческий капитал, культурный капитал, социальный капитал, креативная экономика, карьерные стратегии, постматериалистические ценности, мягкие навыки, культурные практики

 

Статья подготовлена в рамках государственного задания по теме НИР «Теоретико-методологические основы комплексного управления ресурсами развития территорий в современных условиях (на примере западной части Арктической зоны Российской Федерации») № гос. регистрации 125021902597-5.

 

Литература

  1. Беккер Г.С. Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ / пер. с англ. Т.В. Борисовой и др.; науч. ред. М.А. Иванова. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2003. 467 с.
  2. Шкаратан О.И. Социальная стратификация и социальная структура // Социологические исследования. 1993. № 3. С. 134–142. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Shkaratan_1993_3.pdf (дата обращения: 20.08.2025).
  3. Леонидова Г.В., Димони К.О. Трудовой потенциал молодежи: запросы современного рынка труда // Проблемы развития территории. 2021. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovoy-potentsial-molodezhi-zaprosy-... (дата обращения: 11.09.2025).
  4. Симакова А.В. Формирование социально-трудового потенциала молодежи в Арктической зоне Российской Федерации: дис. ... канд. социол. наук; [место защиты: САФУ]. Архангельск, 2021. 253 с. [Текст: электронный]. URL: https:// https://narfu.ru/upload/iblock/ccc/Simakova-Disertatsiya-fin.pdf?ysclid=... (дата обращения: 25.06.2025).
  5. Цветкова И.В., Иванова Т.Н., Желнина Е.В., Филиогло Л.Д. Социально-трудовой потенциал молодежи региона как основа инновационной активности и модернизации российского общества // Регионология. 2013. № 3. С. 25–32. URL: https://regionsar.ru/ru/node/1030 (дата обращения: 20.05.2024).
  6. Бурдьё П. Формы капитала / пер. с фр. М.С. Добряковой // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60–74.
  7. Coleman, J. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. Pз. 95–120.
  8. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / пер. с англ. А. Константинова. М.: Классика-XXI, 2007. 421 с. ISBN 978-5-89817-207-6.
  9. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. 464 с. ISBN 9785983791442
  10. Филиппова К.В. Ценностные ориентации трудового поведения молодежи в условиях аномии: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2023. 24 с. URL: https://togudv.ru/media/disser/filippova-autoref.pdf (дата обращения: 10.07.2025).
  11. Баразгова Е.С., Лихачева Л.С. Ценности труда и досуга: единство или противостояние? // Вопросы управления. 2018. № 6 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-truda-i-dosuga-edinstvo-ili-... (дата обращения: 11.09.2025).
  12. Латова Н.В. Досуговые практики российских работников как фактор формирования их человеческого потенциала // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 63–72. DOI: 10.31857/S013216250007452-0
  13. Деятельность театральной мастерской «Восхождение к истокам» как средство формирования креативного мышления учащихся // Национальный институт образования. URL: https://xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai/wp-content/uploads/2022/11/Деятельность-театральной-мастерской-Восхождение-к-истокам-как-средство-формирования-креативного-мышления-учащихся-.pdf (дата обращения: 15.09.2025).
  14. Дрыкин М.В. Роль театральной деятельности в формировании личностных качеств у студентов // Вестник науки. 2023. Т. 4. № 6 (63). С. 322–326. ISSN 2712-8849. URL: https://www.вестник-науки.рф/article/9199 (дата обращения: 19.09.2025)
  15. Пащенко Т.В., Авдеенко Н.А., Гасинец М.В. Может ли школа научить мыслить. Практики развития креативного и критического мышления. URL : https://www.hse.ru/data/2022/02/17/1747891825/Human_Capital_NCMU_Digest_...
  16. Коленькова М.А. Культурная социализация молодежи в досуговой деятельности: особенности и основные тренды в XXI в. [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2021. № 3. С. 45–50. URL: https://journals. mosgu.ru/ggz/article/view/1453 (дата обращения:02.09.2025). DOI: 10.17805/ ggz.2021.3.6
  17. Харалампиду И.Д., Безуглая Н.С. Технологии формирования креативной досуговой среды молодежи. URL: https://na-journal.ru/6-2023-kultura-iskusstvo/5732-tekhnologii-formirovaniya-kreativnoi-dosugovoi-sredy-molodyozhi
  18. Трефилова Е.А. Педагогический опыт «Волонтерская деятельность как форма социальной активности подростков». URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/volontyorskaya_deyatelnost_kak_forma_sotcialnoj_akt_080719.html
  19. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Культура в жизни молодежи: потребность, интерес, ценность // Вестник Института социологии. 2018. Т. 9. № 4. C. 170–191. DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2018.27.4.546 https://www.vestnik-isras.ru/files/File/Vestnik_2018_27/Zubok,Chuprov_170-191.pdf
  20. Григорьева Е.И., Гладких В.В., Панкова Е.И. Социально-культурные условия личностного саморазвития молодежи в деятельности студенческих научных обществ // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2018. № 4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-usloviya-lichnostn... (дата обращения: 18.09.25).
  21. Хворова Е.Б. Формирование организационно-управленческих навыков студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2009. С. 24 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-organizatsionno-upravlenc...