С.Б. Бондаренко,
д-р филос. наук, профессор
Российский государственный социальный университет,
Пятигорский филиал РГСУ (г. Пятигорск)
e-mail: bondsb@rambler.ru
В XXI веке возросло значение устойчивой тенденции повышения роли науки во всех сферах общественной жизни, включая высшее образование. Научный подход в высшем образовании нужен не только потому, что наука развивается и имеет эффективные практические приложения во всех видах общественной деятельности. Подлинная когнитивная ценность науки раскрывается в ее уникальной способности устанавливать надежные доказательства. Исторический опыт показал удивительную способность науки открывать законы и свойства окружающего мира. Европейские университеты длительное время отдавали предпочтение изучению трудов авторитетных авторов. Ситуация радикально изменилась в Новое время. Европейская наука Нового времени подвергла критике средневековую схоластику и осуществила переход к методологии, обосновывающей приоритет прямых наблюдений и натуральных экспериментов. Научные доказательства прочно вошли в образовательные программы европейских университетов. Цель статьи — описать и объяснить характер связи научных доказательств с образовательными программами современной высшей школы. По сути, проблема философско-педагогического осмысления значения научного доказательства для современной учебно-образовательной деятельности университетов остается изученной недостаточно, но по мере усиления роли науки эта проблема требует всестороннего исследования. Не вызывает сомнений актуальность темы статьи.
Ключевые слова: наука, доказательства, образование, воспитание, обучение, университеты, методология
Литература
1. Holton G. Victory and Vexation in Science. Cambridge. Massachusetts. USA. Harvard University Press, 2005. P. 179.
2. Бэкон Ф. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1971.
3. Будагов Р. А. Толковые словари в национальной культуре народов. М.: Добросвет-М, 2006.
4. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. М.: УРСС, 2024.
5. Чернышевский Н.Г. Суеверие и правила логики // Чернышевский Н.Г. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1986. С. 734–763.
6. Бок Д. Университеты и будущее Америки. М.: Изд-во МГУ, 1993.
7. Бондаренко С. Б. Приоритеты демократизации высшей школы // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2015. № 1. С. 10–14. DOI: N/A
8. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс. 2000, С. 164–166
9. Макаренко А. С. Флаги на башнях. СПб.: Азбука, 2018.