Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Роль корпоративной культуры в системе управления знаниями

Н.С. Зимова, С.В.Андреева
$2.50
УДК 005.7-043.8/.9:005.94
 

Н.С. Зимова,

канд. социол. наук, доцент

кафедра социального конструирования,

факультет «Высшая школа современных социальных наук»

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

https://orcid.org/0000-0003-0545-6317, РИНЦ Author ID: 690128

e-mail: nzimova@mail.ru

С.В. Андреева,

магистр направления «Социология»

факультет «Высшая школа современных социальных наук»

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

e-mail: sofiaandreeva60@gmail.com

 

 

В современном мире информация и знания стали главными ресурсами, определяющими конкурентоспособность и стратегический потенциал компаний. В связи с этим организации всё больше внимания уделяют созданию, сохранению и передаче знаний. Однако инновационные технологии и механизмы передачи знаний — это не единственные ключевые факторы успеха. Основываясь на социально-экономических теориях управления знаниями и ценностном подходе к анализу корпоративной культуры, авторы статьи предлагают обратить внимание на корпоративную культуру как на решающий фактор. В ходе анализа системы управления знаниями в банке «ВТБ» (ПАО) с помощью анкетного опроса были выявлены элементы корпоративной культуры, способствующие ее развитию, а также те, что могут негативно сказаться на ее функционировании. Авторы пришли к выводу, что корпоративная культура является неотъемлемой частью системы управления знаниями, оказывающей многогранное влияние на ключевые процессы: создание, формализацию, хранение, распространение и координацию знаний. Культура, основанная на доверии и уважении к знаниям, вовлекает всех сотрудников в процесс систематического накопления, широкого распространения и регулярного обмена знаниями. На основе полученных результатов были предложены критерии оценки уровня корпоративной культуры знаний и разработаны рекомендации по внедрению и поддержанию этой культуры в организации.

Ключевые слова: корпоративная культура, управление знаниями, корпоративное знание, корпоративная культура знаний, доверие в организации, опыт сотрудников, оценка корпоративной культуры

 

Литература

  1. Тугускина Г.Н., Рожкова Л.В., Сальникова О.В. Управление знаниями в современных организациях [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-v-sovremennyh-organizatsiyah (дата обращения: 24.10.2023).
  2. Зимова Н.С. Особенности внедрения системы управления знаниями в российских компаниях // Научный результат. Социология и управление. 2019; 5 (3): 100–116.
  3. Мариничева М.К. Управление знаниями в российских компаниях [Электронный ресурс]. URL: http://www.rea.ru/ru/org/cathedries/ (дата обращения: 11.02.2024).
  4. Слабов С.С. Организационная культура: возникновение, развитие и значение в современной организации. Саратов: Амирит; 2023. 161 с.
  5. Шихвердиев А.П., Сычев А. Качественный индекс социальных инвестиций как показатель эффективности корпоративной социальной ответственности // Человек и труд. 2010. № 1. С. 44–49.
  6. Делягина К.А. Роль корпоративной культуры в управлении человеческими ресурсами // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник НИЦ корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2013. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-korporativnoy-kultury-v-upravlenii-chelovecheskimi-resursami (дата обращения: 24.10.2023).
  7. Осипов Г.В., Степашин C.B. Экономика и социология знания: практ. пособие / Научный совет по Программе фунд. исслед. Президиума Российской академии наук «Экономика и социология знания». М.: Наука, 2009. (Экономика и социология знания). 220 c.
  8. Despres C., Chauvel D. Knowledge Horizons. Butterworth-Heinemann: Newton, MA, 2000.
  9. Мильнер Б.З. Управление знаниями. М.: ИНФРА-М, 2003.
  10. Шейн Э.X. Организационная культура и лидерство / пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. СПб.: Питер, 2002. 336 с.
  11. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты / пер. с англ. Е. Нестерова, И.В. Андриевский. СПб.: Питер, 2001. 512 с.
  12. Ньюстром Дж., Дэвис К.В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. СПб.: Питер, 2000. 98 с.
  13. Drucker  P.F. The Age of Discontinuity: Guidelines to Our Changing Society. Harper & Row, 1969.
  14. Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. Oxford University Press, 1995.
  15. Davenport T.H., Prusak L. Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know. Harvard Business School Press, 2000.
  16. Смирнова В.Г. Организационная культура. М.: Юрайт, 2014. 306 с.
  17. Волкова М.А. Механизм развития организационной культуры промышленного предприятия в условиях менеджмента знаний: автореф. дис. … канд. экон. наук: Кострома, КГТУ, 2012.
  18. Александрова А.И., Пастухова А.Д. Управление знаниями и корпоративная культура как инструмент повышения конкурентоспособности компании // Экономика и экологический менеджмент. 2021. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-znaniyami-i-korporativnaya-kultura-kak-instrument-povysheniya-konkurentosposobnosti-kompanii (дата обращения: 04.04.2024).
  19. Выпускникам и студентам // ВТБ [Электронный ресурс]. URL: https://vtbcareer.com/internship/ (дата обращения: 16.04.2024).
  20. Банк ВТБ запустил решение для автоматизированной обработки, ввода и регистрации в СДО требований и поручений налоговых органов // ITweek [Электронный ресурс]. URL: https://www.itweek.ru/ecm/newscompany/detail.php?ID=213745 (дата обращения: 16.04.2024).