Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Нейросети как инструмент для работы педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья: опыт и проблемы

В.И. Немчина, А.Н. Легконогих, С.Н. Аплевич
$2.50
УДК 376-042.4:004
 

В.И. Немчина,

канд. социол. наук, доцент,

Институт социологии и регионоведения

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,

e-mail: nеmchina@sfedu.ru

А.Н. Легконогих,

доцент,

Государственное автономное учреждение дополнительного

 профессионального образования Ростовской области

«Институт развития образования», г. Ростов-на-Дону,

e-mail: lan-666-121285@mail.ru

С.Н. Аплевич,

директор гимназии

Донского государственного технического университета, г. Ростов-на-Дону

e-mail: vetylic2009@mail.ru

 

 

Проблемы педагогической практики, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, освещаются довольно часто, но в последние годы всё больше внимания уделяется инструментам искусственного интеллекта, которые помогают преодолевать разрыв в эффективном взаимодействии учитель–ученик–родители. Цель статьи — осветить преимущества такого инструмента искусственного интеллекта, как нейронные сети, для адаптации работы педагога с детьми с ограниченными возможностями на фоне существующих практик, методик и программных продуктов, используемых в образовательных учреждениях г. Ростов-на-Дону. Задача состояла в том, чтобы раскрыть возможности использования нейросетей для обогащения учебного процесса интерактивностью и усиления эффекта восприятия учебного материала в различных контактных группах учащихся. Было проведено эмпирическое исследование 5 школ с коррекционными классами в Ростове-на-Дону, практикующих как общее, так и раздельное обучение для детей с ограниченными возможностями, источниками информации о которых послужили статистические отчеты за ноябрь 2024 года, сайты средних школ. Обобщены выводы о количестве и качестве цифровых технологий, а также нейронных сетей, используемых в образовательной практике анализируемых школ, и активности по внедрению образовательных нейросетевых материалов для работы с детьми с ограниченными возможностями. Проанализирован контент в соцсети ВКонтакте и на сайтах общеобразовательных школ с коррекционными классами для детей с ограниченными возможностями, выделены преимущества и недостатки. Результаты обобщены в подходах и решениях по адаптации существующих учебных материалов к потребностям и возможностям детей и их родителей с целью персонализации обучения, повышения качества и эффективности восприятия учебного материала.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инструменты адаптации, анализ педагогической практики, образовательные школы с коррекционными классами. использование нейронных сетей.

Литература

  1. Акиншина Ю.И., Кирисова Н.Н. Цифровые и информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми с нарушением интеллекта. Преимущества и недостатки // Вестник науки. 2023. Т. 1. № 4 (61). С. 143–147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50457700
  2. Алмазова О.В., Зак Г.Г., Козик Т.В. Обоснование необходимости интеграции традиционных и цифровых технологий в обучении и профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью // Специальное образование. 2020. № 4 (60). С. 6–17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44390505
  3. Гурова Е.В., Крушанова Р.Р. Цифровая дидактика: обзор инструментов сопровождения коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности: сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции, Москва, 15 декабря 2023 г. М.: АЛЕФ, 2023. С. 21–29.
  4. Евстефеева Я.А. Применение технологии искусственного интеллекта для решения проблемы познавательного развития детей с ОВЗ // Психология в пространстве образования и личностного развития: перспективные практики научного исследования и сотрудничества: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Калуга, 14–15 декабря 2023 г. Калуга: Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2024. С. 68–72. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=60234991&ysclid=m44cskxas953816155
  5. Краснова Л.В., Слюсаренко Э.Е. Использование ассистивных сквозных цифровых технологий в работе с обучающимися с ОВЗ как предиктор оптимизации сопровождающей деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-4. С. 364–367. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49119688
  6. Население Ростова-на-Дону. URL: https://bdex.ru/naselenie/rostovskaya-oblast/rostov-na-donu/?ysclid=lo7e...
  7. Образование на Дону в цифрах статистики. Год педагога и наставника: стат. сб./ Ростовстат. Ростов н/Д, 2023, 138 с. URL: https://rosstat.gov.ru/
  8. Общее образование (Школы, на базе которых функционируют коррекционные классы). URL: https://rostov-gorod.ru/administration/action/ovz/20984/187897/?ysclid=m...
  9. Тищенко О.В., Балтаджи Д.С. Применение технологий искусственного интеллекта в инклюзивном образовании // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 1. С. 133–136.
  10. Филатова Т.В., Шерстнева Т.В. Использование информационных технологий в образовании обучающихся с нарушениями интеллекта // Научно-методический журнал Поиск. 2022. № 2 (79). С. 39–42.