Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Оценка состояния патриотического воспитания в современном обществе

С.П. Татарова, С.А. Харитонова
$2.50
УДК 37.01
 

С.П. Татарова,

д-р социол. наук, доцент,

кафедра социально-культурной деятельности

Восточно-Сибирский государственный институт культуры, г. Улан-Удэ

e-mail: Svetlana.tatar@inbox.ru

SPIN-код: 3561-5689, ID: 448887

С.А. Харитонова,

канд. пед. наук, доцент,

кафедра социально-культурной деятельности

Восточно-Сибирский государственный институт культуры, г. Улан-Удэ

e-mail: kharitonova.sa@yandex.ru

SPIN-код: 7172-9137, ID: 902761

 

Введение: патриотическое воспитание граждан в условиях обострившейся международной обстановки должно определяться национальными интересами России и предполагать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз. Важным звеном в системе патриотического воспитания должна стать комплексная работа всех социальных институтов по формированию гармоничной личности с выраженной гражданской позицией и развитыми патриотическими качествами. Динамика деятельности образовательных, воспитательных, социокультурных учреждений в данном направлении весьма подвижна в разные периоды развития общества и зависит от множества факторов. Цель статьи — анализ состояния патриотического воспитания в современном российском обществе.

Методы: в процессе исследования применялись теоретические методы — традиционный анализ теоретико-методологической литературы по исследуемой теме, синтез, сравнительно-исторический метод, а также эмпирические методы — включенное наблюдение, вторичный анализ социологических данных, полученных другими авторами.

Результаты исследования и обсуждение: результаты исследования показали, что очевидна позитивная динамика в реализации патриотического воспитания по количественным показателям — количество проводимых мероприятий, число участников, обилие новых форм и методов работы. В систему патриотического воспитания вовлечены образовательные учреждения, учреждения культуры, органы власти, общественные организации. Отмечается, что активно развернули свою работу общественно-государственные подростковые и молодежные движения. Однако очевидно, что наряду с прорывным опытом, имеющимся на сегодняшний день в системе патриотического воспитания, обнажаются такие проблемы, как слабое межведомственное взаимодействие, отсутствие работы с различными группами и слоями населения, низкая вовлеченность взрослого населения.

Авторами проанализированы разнообразные формы работы с молодежью, организуемые образовательными, культурно-досуговыми учреждениями, патриотическими клубами и общественными организациями. Отмечается, что нередко проводимые мероприятия методически построены неверно, не учитывают специфику объекта воздействия, ориентированы на массовость и количество проведенных мероприятий, не ставят своей задачей формирование осознанного желания молодежи участвовать в патриотической деятельности. При этом подчеркивается, что качество проводимых мероприятий возрастает в связи с обучением педагогов, лидеров, активистов, осуществляющих данную работу. Сделан вывод о необходимости и усилении целенаправленной комплексной работы по патриотическому воспитанию населения на постоянной основе с учетом опыта предшественников, а также на основе лучших современных практик.

Заключение: патриотическое воспитание в современном обществе является значимой педагогической проблемой и важной государственной задачей, поскольку от ее эффективного решения зависит национальная безопасность государства. В эту работу должны быть включены, помимо действующих субъектов, также СМИ, производственные коллективы, семья, представители религиозных конфессий. Необходимо, чтобы данная работа была комплексной, целенаправленной и четко скоординированной, чтобы избежать дублирования и многократного повторения проводимых мероприятий. Важно отойти от шаблонной, повторяющейся массовой работы к точечной, ценностно нагруженной деятельности с учетом интересов и потребностей различных социальных слоев населения. 

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, образовательные учреждения, общественные организации, учреждения культуры, семья, система воспитания.

 

Литература

  1. Базаева Ф.У. Особенности гражданского и патриотического воспитания студентов в условиях трансформации социального пространства // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2024. №4. С. 8–13.
  2. Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Бароненко А.С. Проблемы патриотического воспитания молодежи в современных условиях // Вестник ЮУрГГПУ. 2020. № 7 (160). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-patrioticheskogo-vospitaniya-... (дата обращения: 12.12.2024).
  3. Бернард А.М., Максимова А.А. Формирование патриотизма учащихся как приоритетная задача школы в соответствии с требованиями ФГОС начального школьного образования // Современная начальная школа: проблемы и перспективы развития: сборник материалов I Международной научно-практической конференции, Грозный, Махачкала, 27–28 апреля 2023 г. Грозный; Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет; Изд-во АЛЕФ, 2023. С. 305–312.
  4. Волков Ю.Г., Бинеева Н.К. Социологическое измерение гражданственности и патриотизма в российских исследованиях: материалы Школы молодого социолога «Формирование гражданского патриотизма на Юге России» (1–3 ноября 2017 г., Институт социологии и регионоведения ЮФУ, г. Ростов-на-Дону) / отв. ред. Ю.Г. Волков; сост.: Н.З. Губнелова, В.О. Вагина. Ростов н/Д.: Фонд науки и образования, 2017. С. 10–17.
  5. Гревцева Г.Я., Ипполитова Н.В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2015. № 6. С. 27–32.
  6. За 20 лет доля «безусловных» патриотов России снизилась почти вдвое. URL: https://www.rbc.ru/society/11/06/2020/5ee21a7c9a7947432c97b414 (дата обращения: 08.12.2024).
  7. Мацефук Е.А., Разбегаев П.В. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания патриотизма // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 199
  8. Мониторинг ценностных ориентаций молодежи: результаты, выводы, предложения: аналитический отчет. М.: ФГБНУ «ИИДСВ», 2024. 32 с.
  9. О современном российском патриотизме. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/o-sovremennom-rossiiskom-patriotizme (дата обращения: 06.12.2024).
  10. Огоновская И.С. Актуальные проблемы гражданско-патриотического воспитания в современной России и пути их решения // Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне /под общей редакцией В.А. Лабузова. Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 2015. С. 296–301.
  11. Попов А.В., Шевченко О.М., Бинеева Н.К., Печкуров И.В. Социокультурные особенности патриотизма и формирования государственно-гражданской идентичности в современной России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 4. С. 221–225.
  12. Рыжая Ю. Интеллигенция и интеллигентность в оценках студенческой молодёжи (по материалам социологического исследования) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2007. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intelligentsiya-i-intelligentnost-v-ot... (дата обращения: 06.12.2024).
  13. Сайганова Е.В. Основные факторы формирования патриотических настроений у молодого поколения в современных социальных условиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. Т. 20. № 3. С. 286–290.
  14. Салганова Е.И. Патриотизм учащейся молодежи : состояние, проблемы и формирование. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/59134/1/978-5-91256-403-1_2018_063.pdf (дата обращения: 10.12.2024).
  15. Халий И.А. Патриотизм в России : опыт типологизации // Социс. 2017. № 2. С. 67–74.
  16. Яковлев Р.О. Исторические этапы развития патриотического воспитания в России // Наука и школа. 2017. № 2. С. 169–174.