Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Рефлексивность как условие психологического благополучия и удовлетворенности профессией

Т.М. Тихолаз, О.А. Кочеулова, И.В. Казакова
$2.50
УДК 316.6+159.9
 

Т.М. Тихолаз,

канд. психол. наук, доцент

кафедра психологии

Омский государственный педагогический университет

https://orcid.org/0000-0002-2652-0544

е-mail: ttm_2007@mail.ru

О.А. Кочеулова,

канд. пед. наук, доцент

кафедры психологии

Омский государственный педагогический университет

https://orcid.org/0009-0001-5120-3356

е-mail: boa27@yandex.ru

И.В. Казакова,

канд. психол. наук, доцент

кафедра психологии

Омский государственный педагогический университет

https://orcid.org/0000-0002-8158-506

е-mail: kochkareva_i@list.ru

 

В статье характеризуется рефлексивность начинающих учителей, определяется роль рефлексивности для развития психологического благополучия учителя, устанавливаются основания изучения взаимосвязи рефлексивности, психологического благополучия, удовлетворенности и неудовлетворенности профессией. Описаны результаты эмпирического исследования психологического благополучия и удовлетворенности профессией начинающих учителей с разным уровнем рефлексивности. Выявлены преобладающие средний и низкий показатели индивидуальной меры рефлексивности молодых учителей при среднем и высоком уровнях удовлетворенности и при низком уровне неудовлетворенности профессией. Обнаружены доминирующие средний и высокий уровни психологического благополучия для педагогов с низким и средним уровнями рефлексивности. Представлены результаты корреляционного анализа в группах начинающих учителей со средним и низким уровнями рефлексивности. Установлены прямые взаимосвязи уровней рефлексивности с удовлетворенностью профессиональной деятельностью и психологическим благополучием. Установлено, что начинающих учителей характеризует средний и, в меньшей степени, низкий уровень рефлексивности, высокий уровень несвойственен данной выборке. Полученные в исследовании данные можно использовать в разработке программы психолого-педагогического сопровождения начинающих учителей в образовательной организации, одним из направлений которой будет обучение рефлексивным практикам молодого учителя.

Ключевые слова: рефлексивность, рефлексия, начинающий учитель, психологическое благополучие, удовлетворенность профессией, корреляционный анализ.

 

Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта «Психологическое благополучие педагога образовательной организации», профинансированного Омским государственным педагогическим университетом.

 

Литература

1.       Александрова Т.И., Декал Е.Е. Рефлексивность как личностный ресурс молодых педагогов Хабаровского края // Мотивация и рефлексия личности: теория и практика. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет. 2022. С. 3–8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49813956

2.       Баврина А.П., Борисов И.Б. Современные правила применения корреляционного анализа // Медицинский альманах. 2021. № 3. С. 70–79.

3.       Волкова Е.Н. Психологическое благополучие и структура субъектности учителя // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12. No. 2. С. 9. DOI: 10.26795/2307-1281-2024-12-2-9.

4.       Еремина Л.И. Рефлексивность как ресурс профессиональной самореализации педагога // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. М.: Институт психологии РАН, 2020. С. 1263–1271. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44101874

5.       Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11 (4). С. 110–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=uywven

6.       Медведев А.М., Жуланова И.В., Мысина Т.Ю. Педагогическая рефлексия — два контекста: опыт, интроспекция и самосознание или персонализация и деятельность // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. С. 56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43919962

7.       Михальчук М.П. Рефлексия как средство профессионального развития педагога: теоретические аспекты // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 3: Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. 2020. № 1. С. 126–132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59937653

8.       Печерская А.А. Рефлексивность учителя как акмеологическое условие профессионального развития // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2016. № 3 (37). С. 142–147. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27124881

9.       Прохоров А.О., Юсупов М.Г., Чернов А.В. Влияние рефлексии на операциональные средства саморегуляции психических состояний студентов // Научно-педагогическое обозрение. 2022. № 5 (45). С. 190–201. DOI: 10.23951/2307-6127-2022-5-190-201

10.     Кудинов С.И., Козлова О.С., Кудинов С.С., Кудинова С.С. Психологическое благополучие как условие профессиональной самореализации педагогов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2023. № 2 (62). С. 16–27. DOI: 10.24888/2073-8439-2023-62-2-16-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54100443

11.     Савинова Т.В., Варданян Ю.В., Вдовина Н.А., Сюбаева Р.Р. Развитие рефлексии будущего педагога в процессе освоения психологических дисциплин // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/59PSMN423.pdf

12.     Селиванова Е.А. Хватова М.В. Рефлексивность в структуре личности педагогов как показатель их психологического здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 11 (103). С. 211–216. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17054714

13.     Холодная М.А. Светлые и темные стороны рефлексии и арефлексии: эффект расщепления // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 4. С. 15–26.

14.     Richter E., Lucksnat C., Redding C., Richter D. Retention intention and job satisfaction of alternatively certified teachers in their first year of teaching // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 114. P. 103704. https://doi.org/10.1016/j.tate.2022.103704

15.     Jackson J., Stevens T. Predicting Teachers’ job Satisfaction from Student Aggression Toward Teachers and Related Trauma // Contemporary School Psychology. 2022. Vol. 27 (3). P. 479– 490. https://doi.org/10.1007/s40688-022-00409-5