Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Педагогические вузы как институты воспитания гражданственности и патриотизма

С.Л. Таланов, С.П. Коряковцев
$2.50
УДК 378+316.6-052
 

С.Л. Таланов,

канд. социол. наук, доцент

доцент кафедры политологии и социологии

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского;

руководитель Ярославского регионального отделения

Российского общества социологов

e-mail: talanov_sergei@mail.ru

С.П. Коряковцев,

канд. пед. наук

преподаватель кафедры электроники

Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны

имени Маршала Советского Союза Л.А. Говорова

е-mail: youth1@mail.ru

В статье анализируются проблемы, связанные с воспитанием гражданственности и патриотизма будущих защитников Отечества, и пути их преодоления. Одной из проблем авторы считают подготовку педагогических кадров, способных эффективно решать эту важную задачу, поскольку гражданские качества личности формируются прежде всего в школьные и студенческие годы. В 2024 г. авторами осуществлено социологическое исследование уровня гражданственности студентов ряда педагогических вузов страны. Кроме того, проведен опрос экспертов и серия глубинных интервью среди студентов. Установлено, что значительная часть студентов педагогических вузов позиционируют себя патриотами и людьми с активной гражданской позицией. Только незначительная часть опрошенных желает уехать из России на постоянное место жительства, что связано с ориентацией на ценности референтной личности (группы), которой, как правило, являются родители. Сегодня влияние школы и вуза на развитие патриотизма и гражданственности прослеживается в меньшей степени, чем влияние семьи и внешней среды индивида (СМИ, интернет и др.). Выявлено, что большая часть студентов независимо от их национальной и религиозной принадлежности, возраста и пола разделяют основные ценности патриотизма и гражданственности. Девушки в большей степени, чем юноши, уверены в том, что служба в армии — не самый главный критерий проявления патриотизма личности. Тем не менее установлено, что в целом для значительной части студенчества главным критерием (индикатором), по которому они определяют патриотизм личности, является ее отношение к российской армии и службе в ней. Если человек не выделяет российскую армию как значимый компонент государственности, то он не патриот. Если мужчина не служил в армии, не имея на это уважительных причин, то он тоже не патриот. Также для значительной части студенчества индикатором гражданственности личности является ее желание трудиться на благо Отчизны. Выявлено, что чем старше студенты по возрасту, тем с большим интересом и желанием они посещают мероприятия патриотической направленности в образовательном учреждении. По-нашему мнению, это объясняется тем, что с годами у личности происходит более глубокое осмысление своих действий и поступков как Гражданина. Большинство обучающихся убеждены, что если выпускник планирует уехать из страны с целью получения гражданства и престижной работы в другой стране, то он не является патриотом России и у него нет активной гражданской позиции. Авторы предлагают ряд технологий, которые будут не только способствовать гражданско-патриотическому воспитанию студенческой молодежи, но и окажут помощь молодым педагогам в формировании граждан, защитников Отечества из своих воспитанников. Очевидно, что при этом особое внимание следует уделять тем, кто думает о будущей профессии военного.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, педагогические вузы, воспитательный процесс, гуманистические ценности.
 

Литература

1. Таланов С.Л. Трансформация ценностей студенческой молодежи в условиях динамики социальных изменений // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 2. С. 32–41. DOI: 10.20339/AM.02-20.032

2. Захарова И.С., Лешер О.В. Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов в процессе патриотического воспитания в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 133–136.

3. Лукашеня З.В., Майборода Т.В. Возможности формирования патриотизма как нравственного качества личности в процессе профессиональной подготовки будущего педагога // Аксиологические проблемы педагогики. 2023. № 14. С. 108–114.

4. Савинова А.Е., Томилин А.Н. Моделирование процесса формирования патриотически направленной профессиональной позиции будущих педагогов гуманитарных специальностей // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 116–118.

5. Фесенко О.П., Степанова Ю.Ф. Воспитание патриотизма в среде студентов: социолингвистика и лингводидактика (на примере курса «русский язык и деловые коммуникации» // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024. Т. 13. № 1. С. 44–47.

6. Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р., Клюева Т.В. Патриотизм и гражданские позиции студентов высших учебных заведений в контексте социальной модернизации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 3. С. 63–78.

7. Мардахаев Л.В. Патриотизм начинается с семьи // Педагогическое искусство. 2024. № 1. С. 28–37.

8. Дружинина О.Б. Взгляд на проблему восстановления культурного, воспитательного и образовательного суверенитета нашей страны // Вестник Академии медиаиндустрии. 2023. № 1 (33). С. 67–78.

9. Коряковцева О.А. Патриотическое воспитание как фактор общественно-политической социализации российской студенческой молодежи // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2017. № 4. С. 28–33. DOI: 10.20339/AM.04-17.028

10. Коряковцева О.А., Доссэ Т.Г. Феноменологический подход к формированию гражданской идентичности российской молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 29–35.