Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Самооценка в медицинском образовании и современной врачебной практике

Е.Ю. Васильева, Л.И. Кузьмина, Т.В. Семёнова, Е.В. Дьяченко
$2.50

УДК 378::61
DOI 10.20339/AM.12-24.043

 

Е.Ю. Васильева,

д-р пед. наук, профессор,

заведующий кафедрой педагогики и психологии

Северный государственный медицинский университет Минздрава России, г. Архангельск

https://orcid.org/0000-0002-8992-8758; SPIN-код: 9762-2111

 e-mail: dr.evasilyeva@gmail.com

Л.Н. Кузьмина,

 канд. мед. наук, доцент

кафедры терапевтической стоматологии

Северный государственный медицинский университет Минздрава России,  г. Архангельск

 https://orcid.org/0000-0002-6365-1455, Spin–код AuthorID: 742215

e-mail: admet-y@yandex.ru

Т.В. Семенова,

канд. мед. наук, доцент

кафедры общественного здоровья и здравоохранения

РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России;

заместитель министра здравоохранения РФ, г. Москва

e-mail: tsemenova123@mail.ru

Е.В. Дьяченко,

канд. психол. наук, доцент,

руководитель Центра компетенций УГМУ Минздрава России, г. Екатеринбург

 https://orcid.org/0000-0002-2221-5614

e-mail: al-dyachenko@yandex.ru

 

Методом контент-анализа проведен обзор отечественной и зарубежной литературы, отражающей различные аспекты проблемы самооценки в медицинском образовании и врачебной практике как инструмента формирования и развития профессиональных компетенций и профессионально-личностных качеств медицинских специалистов. В обзоре литературы показана значимость организации обучения систематической самооценке студентов и врачей на всех этапах медицинского образования и во врачебной практике. Представлены формы самооценки, цели введения самооценки в программы обучения студентов-медиков, субъекты самооценки, условия повышения ее точности. Показана необходимость разработки методологии модулей, предусматривающих обучение самооценке студентов на всех этапах непрерывного медицинского образования.

Ключевые слова: самооценка, медицинское образование, врачебная практика

 

Литература

  1. Бакиров А.Б., Назарова Л.Ш., Бакиров Б.А., Абдрахманова Е.Р., Калимуллина Д.Х., Ахметзянова Э.Х., Гимаева З.Ф. Анализ факторов, влияющих на профессиональную самооценку врачей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. № 28 (4). С. 592–595. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X- 2020-28-4-592-595
  1. Баркалова Т.С. Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности будущих менеджеров // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2013. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-samootsenki-na-uroven-uspeshn... (дата обращения: 29.10.2024).
  1. Васильева Е.Ю., Томилова М.И. Оценка коммуникативной компетентности у ординаторов // Образование и саморазвитие. 2019. Т. 14. № 4. С. 81–90. DOI: 10.26907/esd14.4.08Abstract. — EDN BGOZKI.
  1. Васильева Е.Ю., Томилова М.И. Коммуникативные навыки: самооценка и рефлексия выпускников медицинского вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. № 4. С. 149–155. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.18. — EDN OKTMFD.
  1. Захарова А.В. Исследование самооценки в учебной деятельности.  М.: Просвещение, 2008. 249 с.
  1. Прозорова М. Н. Методологические подходы к исследованию формирования профессиональной самооценки студентов // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32028 (дата обращения: 29.10.2024).
  1. Abdel-Khalek, A.M. Introduction to the Psychology of Self-esteem. In: F. Holloway (ed.). Self-Esteem: Perspectives, Influences and Improvement Strategies. N. Y.: Nova Science Publishers, Inc; 2016. P. 1–23.
  2. Antonelli, MA. Accuracy of second-year medical students’ self-assessment of clinical skills. Acad. Med. 1997 Oct; 72 (10 Suppl 1): 63–65. DOI: 10.1097/00001888-199710001-00022. PMID: 9347742.
  3. Arnold, L., Willoughby, T.L., Calkins, E.V. Self Evaluation in undergraduate medical education: the longitudinal perspective. Med. Ed. 1985; 60: 21–28
  4. Boud, D. Enhancing Learning Through Self-Assessment. London: Kogan Page, 1995. 247 p.
  5. Brew, A. Towards autonomous assessment: using self-assessment and peer assessment. In: Brown, S, Glasner, A. (eds). Assessment Matters in Higher Education. Buckingham: Open University Press, 1999.
  6. Chur-Hansen, A. The self-evaluation of medical communication skills. Higher Ed Res Devel 2001; 20: 71–79.
  7. Evans, A.W., McKenna, C., Oliver, M. Self-assessment in medical practice. J. R. Soc. Med. 2002; 95 (10): 511–513.
  8. Evans, A.W., Aghabeigi, B., Leeson, R., O’Sullivan, C., Eliahoo, J. Are we really as good as we think we are? Ann R Coll Surg Engl. 2002; 84: 54–56.
  9. Orsmond, P, Merry, S, Reiling, K. A study in self-assessment: tutor and student’s perceptions of performance criteria. Assess Eval Higher Ed. 1997; 24: 357–369.
  10. Randall, R, Ferguson, E, Patterson, F. Self-assessment accuracy and assessment centre decisions. J Occup Organis Psychol. 2000;73: 443–459.
  11. Sullivan, K, Hall, C. Introducing students to self-assessment. Assess Eval Higher Ed. 1997; 22: 289–303.
    18. Woolliscroft, J.O., TenHaken, J., Smith, J., Calhoun, J.G. Medical students’ clinical self-assessments: comparisons with external measures of performance and the students’ self-assessments of overall performance and effort. Acad Med. 1993; 68: 285–294.