Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Специфика метапрограммы стремлений и саморазвития представителей социономических профессий

О.Б. Полякова, Т.И. Бонкало
$2.50
УДК 159.92-057.1
 

О.Б. Полякова,

канд. психол. наук, доцент, практический психолог

Центр психологии развития, г. Москва

https://orcid.org/0000-0003-2581-5516, AuthorID РИНЦ: 5176-0918,

AuthorID Scopus: 57205426592, e-mail: pob-70@mail.ru

Т.И. Бонкало,

д-р психол. наук, доцент,

ведущий научный сотрудник

отдела исследований общественного здоровья

Научно-исследовательский институт организации здравоохранения

и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы

 https://orcid.org/0000-0003-0887-4995, AuthorID РИНЦ: 6572-7417,

e-mail: bonkalotatyanaivanovna@yandex.ru

 

Определена специфика метапрограммы стремлений и самоорганизации представителей социономических профессий: высокая степень выраженности готовности к «знанию самого себя» (анализ собственных ошибок и промахов, интереса к мнению окружающих о себе, стремление к эффективной профессиональной деятельности) и к саморазвитию (осознание представлений о самом себе, отстаивание собственного мнения и принципов, самоактуализация, способность к творчеству); выше средней степень выраженности готовности «могу самосовершенствоваться» (надежда на себя и удачу, самостоятельность в самовоспитании и свершении задуманного, умение изменить самого себя), мотивации к успеху и самого успеха (инициативность, ориентация на личностную и профессиональную успешность, ответственность), потребности в развитии и саморазвитии (рефлексия собственной деятельности, стремление к продвижению по работе, удовлетворение от освоения нового и положительных результатов работы), способностей к самообразованию и саморазвитию (генерирование идей, планирование собственной работы, самокритика, трудолюбие); средняя степень выраженности мотивации боязни неудач и избегания неудач (паническое состояние при трудных задачах, проблемы самооценки, страх поражений, стремление к уходу от сложностей, тревожность). Установлены: прямая взаимосвязь между мотивацией к успеху и успехом, готовностью «знать самого себя» и «могу самосовершенствоваться», общей готовностью к саморазвитию, потребностью в развитии и саморазвитием; обратная взаимосвязь между мотивацией боязни неудач, избегания неудач и готовностью «могу самосовершенствоваться»; мотивацией к избеганию неудач, готовностью «знать самого себя» и общей готовностью к саморазвитию.

Ключевые слова: метапрограммы, стремления, саморазвитие, профессии, социономические профессии.

 

Литература

  1. Андреев В.И. Оценка способностей к саморазвитию и самообразованию [Электронный ресурс]. URL: http://www.testio.ru/prof/psi-test/31-test-123.html (дата обращения: 21.09.2024).
  2. Богатырь В.С. Мотивация профессионального развития педагога – фактор успешности в профессии // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации (Пенза, 10.04.2022). Пенза: Наука и Просвещение, 2022. С. 171–173.
  3. Бонкало Т.И., Полякова О.Б. Специфика профессионального стресса медицинских работников в постковидный период // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2023. № 31 (s2). С. 1197–1201. DOI: 10.32687/0869-866X-2023-31-s2-1197-1201
  4. Гущина Т.Н. От самоорганизации – к самоорганизованности: методический аспект // Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека (Ярославль, 09–10.09.2021). Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. С. 22–25.
  5. Зверева В.И., Немова Н.В. Оценка потребностей в развитии и саморазвитии [Электронный ресурс]. URL: http://lib2.podelise.ru/docs/55757/index-16733.html (дата обращения: 21.09.2024).
  6. Ивасенко А.А. Профессиональная мотивация — залог успеха в будущем // Научные исследования и разработки: новое и актуальное (Ростов-на-Дону, 26.05.2021). Ростов-на-Дону: ВВМ, 2021. С. 359–364.
  7. Карапетян Л.В., Редина Е.А. Мотивационная готовность психологов к оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2021. № 1. С. 107–115. DOI: 10.25016/2541-7487-2021-0-1-107-115
  8. Карелин А.А. Энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо-Пресс, 2000. 496 с.
  9. Манкина-Пых И.Г. Психосоматика. М.: Эксмо, 2005. 992 с.
  10. Павлов В. Готовность к саморазвитию [Электронный ресурс]. URL: http://samorazvitie-uspeh.ru/test-gotovnosti-k-samorazvitiju-v-pavlova (дата обращения: 21.09.2024).
  11. Полякова О.Б., Бонкало Т.И. Особенности малоадаптивных форм и видов вины медицинских работников в постковидный период // Здравоохранение Российской Федерации. 2023. Т. 67. № 5. С. 430–435. DOI: 10.47470/0044-197X-2023-67-5-430-435
  12. Решетников Д.В. Использование инструментального подхода в вопросах самоорганизации современного специалиста // Вестник МГИМ имени А.Г. Шнитке. 2023. № 6 (26). С. 76–82.
  13. Саранцева С.Г. Влияние мотивации на психологические факторы успешности в профессиональной деятельности фитнес-тренера // Вестник науки. 2023. Т. 1. № 12 (69). С. 713–721.
  14. Сперанская А.В. Характеристика трудовой мотивации у сотрудников исправительного учреждения с различной профессиональной успешностью // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2. С. 379–383.
  15. Шустова Л.П., Данилов С.В., Глебова З.В. Формирование мотивации успеха молодых педагогов посредством профессионального конкурса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11. № 1 (41). С. 80–87. DOI: 10.18500/2304-9790-2022-11-1-80-87
  16. Kamolova N. Professional and methodical preparation of chemistry teacher as a system of self-organization // Innovative approaches in modern science (Moscow, 06.03.2020). Moscow: Internauka, 2020. С. 82–86.
  17. Mytrofanova H., Yevtushenko O., Hlukhy A. The role of achievement success motivation in the process of professional formation of potential manager-leaders // Европейский вектор экономического развития. 2023. Т. 2. № 35. С. 84–100. DOI: 10.32342/2074-5362-2023-2-35-7
  18. Pesotskaya E.V., Selyutina L.G., Ivanova M.O., Voloshinova M.V. Self-organization as a fundamental factor in sustainable development and operation of continuing professional education // Sustainable Development and Green Growth on the Innovation Management Platform (Kaliningrad, 27–28.05.2021). EDP Sciences – Web of Conferences. 2021. С. 05010. DOI: 10.1051/e3sconf/202129105010
  19. Plakhotnik O.V., Plakhotnik O., Zhaukumova Sh.S., Khanina N.N. Practice-oriented approach to the establishing of professional self-organization among future higher education teachers // Bulletin of the Karaganda university. Pedagogy series. 2022. № 3 (107). С. 35–42. DOI: 10.31489/2022Ped3/35-42
  20. Ponomarenko Ya.S. Psychological issues of self-organization of police officers with different levels of professional self-fulfillment // Габітус. 2022. № 41. С. 267–271. DOI: 10.32782/2663-5208.2022.41.47