Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Кадровое обеспечение информационной безопасности

Е.В. Бурькова
$2.50
УДК 004.5:349+378
 

Е.В. Бурькова,

канд. пед. наук, доцент

Кафедра вычислительной техники и защиты информации

Оренбургский государственный университет

e-mail: tulpan63@bk.ru

 

Рассмотрены проблемы подготовки квалифицированных специалистов по информационной безопасности. Проанализированы статистические данные роста угроз безопасности информации в современной сложной геополитической обстановке, а также приведен прогноз развития рынка кибербезопасности в России до 2027 года. В связи с этим обоснована высокая потребность российской экономики в кадровом обеспечении сферы информационной безопасности в различных ее отраслях, характеристика которых приведена в статье. Основными факторами, создающими проблемы в процессе подготовки специалистов по информационной безопасности, являются противоречия между образовательными программами, профессиональными стандартами и требованиями регуляторов к компетенциям специалистов в данной сфере, а также отсутствие единых оценочных средств качества образования. Рассмотрены основные направления повышения качества подготовки специалистов по информационной безопасности: организация дополнительного образования на базе технических университетов; корпоративные университеты; совместные программы подготовки специалистов с предоставлением своей базы ведущими компаниями в сфере информационной безопасности; дальнейшее развитие системы киберучений и киберсоревнований. Сделан вывод о том, что внедрение инновационных методов обучения и преодоление противоречий на государственном уровне позволит решить проблемы подготовки специалистов по информационной безопасности.

Ключевые слова: информационная безопасность, угрозы, инциденты безопасности, компетенции специалиста, киберучения, киберполигоны

 

Elena V. Burkova, PhD in Pedagogics, Docent, Associate Professor of the Department of Computer Science and Information Protection, Orenburg State University, e-mail: tulpan63@bk.ru

 

The problems of training qualified information security specialists are considered. Statistical data on the growth of threats to information security in the modern complex geopolitical environment is analyzed, and a forecast for the development of the cybersecurity market in Russia until 2027 is given. In this regard, the high need of the Russian economy for staffing in the field of information security in its various sectors, the characteristics of which are given in the article, is justified. The main factors creating problems in the process of training information security specialists are the contradictions between educational programs, professional standards and regulatory requirements for the competencies of specialists in this field, as well as the lack of uniform assessment tools for the quality of education. The main directions for improving the quality of training of information security specialists are considered: organization of additional education on the basis of technical universities; corporate universities following; joint training programs for specialists with leading companies in the field of information security providing their base; further development of the system of cyber exercises and cyber competitions. It is concluded that the introduction of innovative teaching methods and overcoming contradictions at the state level will solve the problems of training information security specialists.

Keywords: information security, threats, security incidents, specialist competencies, cyber exercises, cyber training grounds
 

Литература

 

  1. Кибербезопасность в 2023–2024 гг.: тренды и прогнозы. URL: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/kiberbezopasnost-v-2023-2024-gg-trendy-i-prognozy-chast-chetvertaya/ (дата обращения: 05.07.2024).
  2. Указ Президента РФ от 1 мая 2022 г. № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/404561984/ (дата обращения: 06.07.2024).
  3. Прогноз развития рынка кибербезопасности в Российской Федерации на 2023–2027 годы. URL: https://www.csr.ru/ru/research/prognoz-razvitiya-rynka-kiberbezopasnosti-v-rossiyskoy-federatsii-na-2023-2027-gody/ (дата обращения: 03.07.2024).
  4. Северин В.А. Комплексный подход подготовки кадров для обеспечения кибербезопасности: вызовы и проблемы // Лоббирование в законодательстве. 2023. Т. 2. № 2. С. 16–20.
  5. Лившиц И.И. Проблемы подготовки специалистов в области информационной // Вестник Дагестанского государственного технического университета. Технические науки. 2024. Т. 51. № 1. С. 123–131. DOI: 10.21822/2073-6185-2024-51-1-123-131
  6. Астахова Л.В., Уторов О.Р. Будущий специалист по защите информации как субъект образовательной деятельности // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2022. № 1 (43). С. 84–89. DOI: 10.14529/secur220110
  7. Бурькова Е.В. Модель развития научно-исследовательского потенциала студентов университета // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2018. № 10. С. 50–53. DOI: 10.20339/AM.10-18.054
  8. Горбатов В.С., Дураковский А.П., Лобанов М.И. О профессиональных стандартах в интересах подготовки кадров по безопасности объектов критической информационной инфраструктуры // Безопасность информационных технологий. 2019. Т. 26. № 4. С. 54–68.
  9. Богульская Н.А., Кучеров М.М., Туговиков В.Б. Киберучения и их роль в подготовке специалистов информационной безопасности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2023. № 3 (65). С. 5–13.

10. Метельков А.Н. Киберучения: зарубежный опыт защиты критической инфраструктуры // Правовая информатика. 2022. № 1. С. 51–60. DOI: 10.21681/1994-1404-2022-1-51-60