Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Программа обучения критическому мышлению: фиксация проблемы смысла

Н.П. Суханова
$2.50
УДК 167/168
 

Н.П. Суханова,

канд. филос. наук, доцент,

Кафедра философии и гуманитарных наук

Новосибирский государственный университет .экономики и управления «НИНХ»

eLibrary SPIN-код: 2647-7829, AuthorID: 599434 
е-mail: konfngi@yandex.ru

Изменения в подходах к концепциям и в практиках отечественной высшей школы становятся предметом острой полемики для научного сообщества. Обсуждение ценностей и целей образования в рамках формирующейся современной образовательной стратегии касается в том числе проектов, направленных на развитие мыслительных навыков. Предметом изучения в данной статье является программа курса «Логика и критическое мышление», методологические установки которой нацелены на обнаружение эффективных инструментов, противостоящих бессодержательности мышления. Интерпретация контуров программы осуществляется не с позиции абстрактного теоретизирования в ее отношении, а с точки зрения апробированного в учебной деятельности содержательного конструктива. Акцентируется внимание на специфике анализа таких языковых выражений, как имена. Выявляется деятельностная педагогика программы обучения критическим навыкам сквозь призму рассмотрения проблемы смысла и значения. Исследуются программные установки дисциплины, способствующие наращиванию культуры мышления участниками в части компетентного оперирования именами с учетом особенностей дискурса. Полученные результаты показывают необходимость продолжения рефлексивного осознания эмпирического контекста университетской программы по логике и критическому мышлению.

Ключевые слова: образование, критическое мышление, логика, язык, имя, смысл, значение

 

Литература

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.
  2. Гиринский А.А., Лепетюхина А.О. Критическое мышление как навык ориентации человека в обществе модерна // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 6 (88). С. 43–57. DOI: 10.24412/2224-0772-2022-88-43-57
  3. Делез Ж. Логика смысла. М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. 480 с.
  4. Ивин А.А. Искусство мыслить правильно. М.: Проспект, 2022. 304 с.
  5. Кожевникова М.Н. Судьба гуманистической парадигмы и новые идеи в образовании // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2020. № 4 (36). С. 42–53. DOI: 10.25688/2078-9238.2020.36.4.05
  6. Купарашвили М.Д. Постобразование, что после? Часть 2 // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 4. С. 14–18. DOI: 10.20339/AM.04-22.014
  7. Лосев А.Ф. Философия имени; Вещь и имя. М.: Издательство АСТ, 2023. 352 с.
  8. Розов М.А. Гносеология культуры. М.: Новый хронограф, 2015. 576 с.
  9. Смирнова Н.М. Социальные науки: вычисление или герменевтика? // Философия науки и техники. 2021. Т. 26. № 1. С. 43–46. DOI: 10.21146/2413-9084-2021-26-1-43-46
  10. Солодилова И.А. Смысл: от формальной логики к когнитивно-семантическому представлению // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 7 (168). С. 97–100.
  11. Суханова Н.П. Проблема многозначности в практике логического подхода к развитию критических способностей // Вестник НГУЭУ. 2024. № 1. С. 171–178. DOI: 10.34020/2073-6495-2024-1-171-178
  12. Яковлева И.В., Черных С.И., Косенко Т.С. «Аксиологический разворот» в российском образовании: позиция субъективизма // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 4. С. 113–127. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-4-113-127