Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Потенциал социально-психологических дисциплин в формировании профессиональной мотивации в инженерном образовании

В.Д. Васильева
$2.50
УДК 37.09:378::62
DOI 10.20339/AM.10-24.016
 

В.Д. Васильева,

д-р пед. наук, доцент

Кафедра истории, культуры и социологии

Волгоградский государственный технический университет

e-mail: vasilyevavd2016@yandex.ru
 

Последние годы отмечены существенными переменами в области инженерного образования в России. Это требует решения проблемы профессионального самоопределения выпускников школ. Профориентация абитуриентов не заканчивается с их поступлением в профессиональное учебное заведение. Студенты в процессе обучения продолжают сомневаться в правильности принятого решения при выборе профессии. Актуальной становится постоянная работа вуза по сохранению и развитию мотивации студентов к выбранной профессиональной деятельности в течение всего периода обучения.

Цель настоящего исследования — провести теоретический анализ потенциала (возможностей) социально-психологических дисциплин/модулей образовательных программ инженерной подготовки, участвующих в формировании и развитии профессиональной мотивации студентов с первого курса обучения. В работе конкретизировано понятие профессиональной мотивации и ее компонентов, выявлены особенности педагогических условий повышения профессиональной мотивации студентов инженерных направлений при изучении социально-психологических дисциплин в вузе.

Ключевые слова: инженерная подготовка, социально-психологические дисциплины, профессиональная мотивация, универсальные компетенции
 

Литература

  1. Козырева П.М., Смирнов А.И. Жизнь в условиях неопределенности кризисного общества: опыт и ожидания // Социологические исследования. 2018. № 6. С. 66–78. DOI: 10.7868/S0132162518060065
  2. Похолков Ю.П. Инженерное образование России: проблемы и решения. Концепция развития инженерного образования в современных условиях // Инженерное образование. 2021. № 30. С. 96–107. DOI: 10.54835/18102883_2021_30_9
  3. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 4. С. 137–155. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-137-155
  4. Скалабан И.А., Осьмук Л.А., Колесова О.В., Черепанов Г.М. Дороги старые и новые: образовательные стратегии российских абитуриентов в выборе университета обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 50–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-2-50-62
  5. Дулина Н.В., Петрунева Р.М. Проблема выбора жизненного пути молодежи российских регионов (на материале полевого исследования в Волгоградском государственном техническом университете) // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14. № 3. C. 215–235. DOI: 10.19181/vis.2023.14.3.10
  6. Низамутдинова С.М. Разработка модели формирования мотивации инженерного образования в условиях глобализации // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 11. С. 170–177.
  7. Баишева Л.М. Методологические подходы и педагогические условия формирования учебной мотивации будущих инженеров (на примере Республики Саха (Якутия) // Мир педагогики и психологии. 2020. № 7 (48). С. 78–83.
  8. Гузанов Б.Н., Кривоногова А.С. Профессиональная мотивация студентов вуза в процессе интегрированного производственного обучения: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 222 с.
  9. Перчаткина В.Г., Зиятдинова Ю.Н. Учебно-профессиональная мотивация будущих инженеров средствами иностранного языка // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2023. Т. 20. № 1. С. 21–32. DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2023.1.2
  10.  Теплякова Г.В. Формирование профессиональной мотивации будущих инженеров пищевых производств в процессе изучения математики // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 350–354.
  11.  Заякина Р.А. Готовность российского студента к профессиональному служению: от действительного к желаемому // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 73–88. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-73-88
  12.  Федотова Л.А., Абраменко Е.В., Ситникова О.И. Профессиональная социализация студентов при изучении гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 3 (117). Ч. 3. C. 109–112. DOI: 10.23670/IRJ.2022.117.3.094
  13. Васильева В.Д. Содержание цикла социально-гуманитарных дисциплин в образовательных программах технических вузов: практика и перспектива // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 1. C. 41–47. DOI: 10.20339/AM.01-24.04
  14.  Васильева В.Д. Социально-психологические основы профессиональной деятельности: модульное структурирование // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 2 (105). C. 184–186. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-2105-184-186
  15.  Бенькова О.А., Артюхова Т.Ю., Шелкунова Т.В. Взаимосвязь учебной мотивации и мотивации к будущей профессиональной деятельности в студенческом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. 2021 № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN421.pdf (дата обращения: 10.07.2024).
  16.  Колесник Е.А. К вопросу о профессиональной мотивации как основе успешности обучения студентов вузов // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. № 2. С. 753–756.
  17.  Васильева В.Д. К вопросу об онтогенезе модели специалиста в русле эволюции образовательных стандартов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 3. C. 10–16. DOI: 10.20339/AM.03-23.010
  18.  Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям / пер. с англ. М.: HIPPO, 2003. 224 с.
  19.  Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 192 с.
  20.  Лукьянов А.С., Воронина Т.Н. Формирование профессиональной мотивации у студентов вуза // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. № 5 (68). С. 172–179.
  21.  Познанская С.Г., Ткаченко А.П. Профессиональное становление будущих инженеров в условиях вузовской подготовки: социальный аспект // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». 2018. Вып. 2. С. 141–144. DOI: 10.25586/RNU.V925X.18.02.P.140