Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Формирование этических и эстетических ценностей у молодежи через знакомство с русским народным искусством

Т.В. Кузнецова, Ю.Е. Музалевская
$2.50
УДК130.7+316.7

Т.В. Кузнецова,

д-р филос. наук, профессор

Московский государственный университет М.В. Ломоносова

e-mail: 89163805403@mail.ru

М.Ю. Музалевская,

канд. искусствоведения, доцент

Санкт-Петербургский государственный университет

промышленных технологий и дизайна

http://orcid.org/0009-0006-1139-9725

e-mail: muz-yuliya@yandex.ru
 

Статья посвящена важной проблеме эстетического воспитания будущих членов общества, и особенно тех, которые избрали творческие профессии. Эстетическое чувство прекрасного должно формироваться под влиянием самых лучших примеров из прошлого и настоящего материальной и духовной культуры нашей страны, воспитывать это чувство необходимо с самого раннего возраста. На этапе получения высшего образования в области искусства костюма и текстиля необходимо не только развивать эстетическое восприятие действительности, но и заложить основы ценностно-ориентационной деятельности сознания, которая должна сопровождать будущих профессионалов на протяжении всей творческой профессиональной карьеры. Проведение музейной практики в музее этнографии народов России и в Государственном Русском музее, где представлены разнообразные предметы народного творчества, способствует формированию правильных традиционных ценностей в сознании молодого поколения, воспитанию эстетических вкусов. Обращение к русскому народному костюму как воплощению духовных и художественно-эстетических ценностей народа предоставляет студентам возможность приобщения к народной культуре. Русский народный костюм является образцом эстетико-художественной образности, овладеть которой предстоит обучающимся. Эту же цель преследует и воспитательная работа в форме показов копий вариантов русского традиционного костюма разных губерний России «Русь Благодатная». Такое обращение к истокам своей культуры особенно важно на данном этапе развития современной России, преодолевающей кризис культурно-цивилизационной идентичности.

Ключевые слова: эстетика, русский костюм, воспитание, ценности, эстетическое сознание, материальное, духовное, молодежь, культура.
 

Литература

1. Иконников А.В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды М., 1990. С. 86.

2. Коськов М.А. Эстетика предметных форм: монография. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. 392 с.

3. Коськов М.А., Музалевская Ю.Е. Костюм. Основы теории: монография. СПб.: ЛГУ им. Пушкина, 2011. 224 с.

4. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.

5. Эстетическая культура советского человека /под ред. проф. М.С. Кагана. СПб.: Изд-во Ленинградского университета, 1976. 168 с.

6. Кузнецова Т.В. Диалектика эстетического: универсальное и своеобразное: уч. пособ. / МГУ имени М.В. Ломоносова. Философ. факультет М.: Издатель А.В. Воробьев, 2022. 244 с.

7. Кузнецова Т.В. Парадигма народности в эстетической теории: учеб. пособ. 2-е изд., доп. и перераб. М.: МАКС Пресс, 2010. 204 с.

8. Кузнецова Т.В., Рахимова М.В. Народность и популярная культура. Две парадигмы: монография. М.: Издатель А.В. Воробьев, 2019. 288 с.

9. Макаров К.А. Профессиональное, народное, самодеятельное // Декоративное искусство СССР. 1972. № 9.

10. Музалевская Ю. Е., Заргарян Н.Ф. Показы коллекции русских народных костюмов как опыт обращения к истокам традиционной культуры // Известия высших учебных заведений. Технология легкой промышленности СПбГУПТД. 2019. № 4. C. 97–100.

11. Запесоцкий А.С. Культурология Дмитрия Лихачева: комментарии к книге Д.С. Лихачева «Избранные труды по русской и мировой культуре». СПб., 2022. 528 с.