Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Роль родителей в профессиональном самоопределении детей

Ф.Ю. Кушнарев, С.А. Бабуркин, В.В. Алешин, В.Н. Кудашов, М.А. Зайцева
$2.50
УДК 378-044.3:316.6-052
 

Ф.Ю. Кушнарев,

канд. полит. наук, доцент,

кафедра социальной политики

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова

e-mail: kushnarevcustoms@mail.ru

С.А. Бабуркин,

д-р полит. наук, профессор

заведующий кафедрой политологии и социологии

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

e-mail: baburkin@mail.ru

В.В. Алешин,

аспирант кафедры политологии и социологии

Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского

E-mail: aleshin_vladislav@lenta.ru

В.Н. Кудашов,

соискатель кафедры политологии и социологии

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

e-mail: marab20029@rambler.ru

М.А. Зайцева,

канд. пед. наук, доцент

кафедры социальной педагогики

и организации работы с молодежью,

советник ректора по информационной политике

Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского

e-mail: m.zayceva@yspu.org

 

В статье анализируется роль родителей в профессиональном самоопределении детей. Авторами проведено социологическое исследование среди выпускников педагогических, медицинских и технических вузов г. Ярославля, результаты которого показали, что ключевыми факторами в профессиональном самоопределении являются семейные ценности (миссия) и референтная личность, а не мнение друзей, реклама в СМИ или фильмы. Дети, воспитанные в семьях с миссией служения (например, учителя, военные, пожарные, полиция, медики и т.д.), как правило, следуют жизненному сценарию своих родителей. Большинство опрошенных студентов признали, что мнение родителей играет важную роль в выборе их будущего образования и профессии. Только небольшое число родителей предпочитает оставаться в стороне при выборе образовательных и профессиональных путей своих детей. Исследование показало, что профессиональные цели большинства детей из семей врачей совпадают с целями их родителей. У студентов, которые поступили в университет по принуждению родителей, обнаружена более низкая успеваемость в учебе. Эти студенты чаще страдают от стресса, апатии, алкогольной зависимости по сравнению с теми, кто самостоятельно и сознательно выбрал свое место обучения. Студенты, которые благодаря родителям активно развивались через занятия во второй половине дня (например, танцы или борьба), быстрее определили свои сильные и слабые стороны, осознанно выбрали вуз и свою будущую профессию. Авторы отмечают, что медицинское образование имеет элитарный и наследственный характер, так как многие студенты медицинских вузов имеют родственников, связанных с медициной. Очевидно, что в условиях динамики социальных изменений сложно найти стабильную, уважаемую, хорошо оплачиваемую работу, позволяющую находить социально значимые связи.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, жизненный сценарий, референтная личность, ценности, установки, ресурсы семьи.

 

Литература

1. Кушнарев Ф.Ю. Отношение студентов педагогических вузов к будущей профессии учителя // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 4. С. 39–45. DOI: 10.20339/AM.04-24.39

2. Ачмизова С.Я. Специфика профессионального самоопределения старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С. 386–387.

3. Кочешков Г.Н. Педагогические идеи Н.А. Рожкова // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 1. № 4. С. 44–48.

4. Таланов С.Л. Влияние референтной личности, социального капитала семейной группы на формирование образовательной и профессиональной стратегии детей // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 4. С. 28–37. DOI: 10.20339/AM.04-20.28

5. Artino A.R., Stephens J.M. (2009) Academic Motivation and Self-Regulation: A Comparative Analysis of Undergraduate and Graduate Students Learning Online // The Internet and Higher Education. 2009. Vol. 12. No. 3. P. 146–151.

6. Birgenau Robert J., Yudof Mark G., Edley Christopher F.Jr. Challenges to public universities // Bulletin of the American Academy of Arts and Sciences. Winter. 2009.

7. Eckstein Megan. Community colleges see stimulus bill as bonanza for their students // The Chronicle of Higher Education. February 17, 2009.

8. Aucejo E.M., French J.F., Ugalde Araya M.P., Zafar B. (2020) The Impact of COVID‑19 on Student Experiences and Expectations: Evidence from a Survey. NBER Working Paper no. 27392. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research.

9. Березин Д.Т., Румянцева Е.С. Влияние COVID-19 на систему высшего образования // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 10. С. 12–22. DOI: 10.20339/AM.10-20.12

10. Михалева М.В. Среда малого города в организации профессионального самоопределения старшеклассников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1. № 1 (97). С. 108–116.