Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

К проблеме кадрового обеспечения национального технологического суверенитета

С.В. Резник
УДК 378:629.7:005.6
DOI 10.20339/AM.07-24.042
 

С.В. Резник,

д-р техн. наук, профессор

МГТУ им. Н.Э. Баумана (НИУ)

e-mail: sreznik@bmstu.ru

 

Рассматриваются вопросы подготовки специалистов с высшим техническим образованием в свете необходимости достижения национального технологического суверенитета. Выход из Болонской системы инициировал в России очередную реформу высшего образования. Ведется пересмотр содержания, форм и длительности образования, обсуждаются пути реформирования технических университетов. В настоящей работе проведен сравнительный анализ трех моделей технических университетов — исследовательского, предпринимательского и полного инновационного цикла. Выделены возможные изменения в постановке учебных занятий, положении студентов и преподавателей. Отмечена необходимость сохранения опыта отечественного инженерного образования и взвешенного отношения к реформированию университетов для исключения критического снижения роли научных школ и кафедр. Субъектность университетов, как и лояльность учащихся и персонала, в первую очередь, будет определяться наличием передовых научных школ, выдающихся ученых, а не только состоянием кампуса и коммерциализацией результатов исследований и разработок. Показано существенное отличие задач, стоящих перед кафедрами и научно-образовательными центрами в подготовке кадров. Научно-образовательные центры нацелены на исследования и разработки, а учебный процесс в них носит второстепенный характер. В подавляющем большинстве научно-образовательные центры не имеют в своем составе работающих ученых высокого класса, и чем дальше они от кафедр, тем меньше у них шансов к созданию передовой научно-технической продукции. В этой связи увлечение кластеризацией и созданием независимых от кафедр научно-образовательных центров в университетах с позиций достижения подлинного технологического суверенитета бесперспективно.

Ключевые слова: высшее образование, технологический суверенитет, технический университет, кафедра, научно-образовательный центр, индивидуальные образовательные траектории
 

Литература

  1. Аэрокосмическое образование в России. Кадровое обеспечение оборонно-промышленного комплекса / под ред. Д.А. Козореза. М.: Изд-во МАИ, 2021. 264 с.
  2. Аэрокосмическое образование в России. Особенности подготовки кадров в условиях глобальных изменений / под ред. Д.А. Козореза. М.: Изд-во МАИ, 2022. 160 с.
  3. Аэрокосмическое образование в России. Ответ на вызов времени / под ред. Д.А. Козореза. М.: Изд-во МАИ, 2023. 216 с.
  4. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года. / А.Я. Савельев, А.И. Момот, В.Ф. Хотеенков и др. Под ред. В.Г. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995. 352 с.
  5. Федоров И.Б., Балтян В.К. Становление и развитие системы университетского технического образования России // Высшее образование в России. 2012. Т. 21. № 11. С. 30–39.
  6. Будущее инженерного образования: Сб. научных статей / под ред. А.А. Александрова и В.К. Балтяна. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2016. 268 с.
  7. Татур Ю.Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. 265 с.
  8. Байденко В.И. Болонский процесс: Курс лекций. М.: Логос, 2004. 175 с.
  9. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (Проект Tuning) / под науч. ред. В.И. Байденко. М.: ИЦПКПС, 2006. 211 c.
  10. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе / В.А. Белов, М.А. Энтин, Г.И. Гладков и др. Под ред. К. Пурсиайнена и С.А. Медведева. М.: РЭЦЭП, 2005. 199 с.
  11. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / под науч. ред. В.И. Байденко. М.: ИЦПКПС, 2010. 352 с.
  12. Болонский процесс: итоги десятилетия / под научн. ред. В.И. Байденко. М.: ИЦПКПС, 2011. 444 с.
  13. Байденко В.И. Болонский процесс в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 136–148.
  14. Бадарч Д., Сазонов Б.А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: монография. М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве, ТЕИС, 2007. 190 с.
  15. Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: уч. пос. 2-е изд., доп. и испр. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 156 с.
  16. Инженерная педагогика: современные технологии инженерного образования / Н.Ш. Ватолкина, В.Я. Горбунов, Е. А. Губарева и др. М.: Лань, 2022. 232 с.
  17. Резник С.В., Михайловский К.В., Шафикова И.Р. Опережающая подготовка специалистов для космического строительства // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. №6. С. 5–11. DOI: 10.20339/AM.06-23.05
  18. Исследование по сравнительному образованию: подходы и методы / под ред. М. Брэя, Б. Адамсона, М. Мейсона. Пер. с англ. М.Л. Ваховского, И.В. Разнатовского. Под науч. ред. Л.Ц. Ваховского. 2-е изд., пересмотр. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 472 с.
  19. Модернизация российского образования. Вызовы нового десятилетия / В.В. Галкин, Д.С. Зуева, В.Е. Волков и др. Под ред. А.А. Климова. М.: Дело, 2016. 104 с.
  20. Романов Е.В. Оценка эффективности деятельности российских вузов: нужно ли менять парадигму? // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 6. С. 84–125.
  21. Иглтон Т. Медленная смерть университета; пер. с англ. Е. Бучкина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 2. С. 109–112.
  22. Кларк Б. Создание предпринимательских университетов. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 240 с.
  23. Юрганов А.А., Боженькина С.А., Попадьин Д.С. «Открытый университет»: концептуализация и схематизация университета 3.0 из перспективы системно-мыследеятельного подхода (часть 1) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2024. № 2. С. 9–16. DOI: 10.20339/AM.02-24.09