Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Методика формирования профессиональных компетенций будущих ювелиров средствами орнаментального искусства

А.А. Герасимова, Б.Л. Каган-Розенцвейг, Д.А. Карпенко
$2.50
УДК 378:37.09:939.2
 

А.А. Герасимова,

канд. пед. наук, доцент

кафедра художественной обработки материалов

Института строительства, архитектуры, дизайна и искусства

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

e-mail: antonina73@inbox.ru

Б.Л. Каган-Розенцвейг,

канд. пед. наук, доцент

кафедра художественной обработки материалов

Института строительства, архитектуры, дизайна и искусства

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

e-mail: kagan-bella@mail.ru

Д.А. Карпенко,

магистрант

Институт гуманитарного образования

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

e-mail: dashulya_karpenko@mail.ru

 

Рассматривается процесс обучения студентов по направлению подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Показано практическое использование исторического, искусствоведческого орнаментального наследия, теоретических знаний, принципов построения орнамента при проектировании ювелирных изделий. Приведены примеры клаузур, проектов и выполненных работ в материале с использованием результатов дисциплины «Орнамент в изделиях декоративно-прикладного искусства», в ходе которой студенты учатся составлять различные виды орнаментов, используя знания по истории и теории орнамента, в процессе проектирования изделий декоративно-прикладного искусства.
Обобщен опыт преподавания дисциплины «Орнамент в изделиях декоративно-прикладного искусства», направленный на формирование навыков практической работы; совершенствование и развитие интеллектуального и общекультурного уровня студентов; культуры проектного мышления в области методов, техник обработки и декорирования художественных изделий из металла. Также рассмотрены практические задания, способствующие подготовке специалистов, владеющих не только знаниями по технологии художественной обработки металла, техническими приемами, проектной деятельностью, но и самостоятельной разработкой орнаментального ряда, предназначенного для того или иного вида декоративно-прикладного искусства, более полного восприятия проектируемого изделия и раскрытия образа.

Ключевые слова: история и теория орнамента, декоративно-прикладное искусство, художественный металл, орнаментальный мотив, семантика, образовательный процесс, творческое мышление

 

Литература

  1. Бесчастнов Н.П., Ковалева О.В., Стор И.Н. От фактуры к орнаменту: традиционные и инновационные технологии в построении современных орнаментов «оттеночного типа» // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2018. № 3. Ч. 2. Р. 245–252.
  2. Гаврицков С.А., Герасимова А.А., Каган-Розенцвейг Б.Л. Использование бионических форм в процессе подготовки художников декоративно-прикладного искусства // Современное педагогическое образование. 2019. № 3. С. 77–80.
  3. Герасимова А.А. Возможности выбора цвета металла при проектировании современных ювелирных украшений // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 10. С. 113–118. DOI: 10.20339/AM.10-18.113
  4. Соколова М.С., Соколов М.В. Орнамент и металлическое кружево русских мастеров [Текст] : научное издание. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2010. 145 с.
  5. Соколова М.С., Соколов М.В. Возрастание роли декоративно-прикладного искусства в художественном образовании периода 1980–2000-х гг. //Философия образования. 2016. 4 (67): 159–167.
  6. Соколова М.С. Орнамент в изделиях декоративно-прикладного искусства: учебное пособие. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2017. 131 с.
  7. Makarova К. Prospects for the Development of Art Pedagogical Education: The Case of the New Profile «Art of the Book». Worldwide trends in the development of education and academic research, 15–18 June 2015. С. 305–317.