Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Конструирование ФОС на основе типологии задач и нечетких множеств

О.В. Андрюшкова, А.А. Зарипов
$2.50
УДК 378:37.09:54

О.В. Андрюшкова,

канд. хим. наук, доцент,

зав. лабораторией методики обучения химии кафедры общей химии

Химический факультет

МГУ имени М.В. Ломоносова

e-mail: o.andryushkova@gmail.com

https://orcid.org/0000-0002-1566-3427

А.А. Зарипов,

студент 5 курса

направление подготовки 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия»,

 специализация «Теория и методика обучения химии»

Химический факультет

МГУ имени М.В. Ломоносова

https://orcid.org/ 0009-0008-6794-5048

e-mail: a_zaripov9622@mail.ru

Деятельность преподавателя и учителя в образовательной организации и проведении учебного процесса для естественнонаучных направлений обучения включает обязательную разработку и регулярную актуализацию задач и заданий фонда оценочных средств для различных целевых групп. В настоящей работе на примере дисциплин химического профиля была проведена оценка применения математического аппарата в комплекте учебников для общего образования на примере темы «растворы», которая является одной из ключевых в химических курсах. В статье рассматривается опыт построения типологии задач с учетом компетентностного подхода при разработке контролирующих материалов для текущего контроля обучения, для олимпиадных задач и для банков тестовых заданий и задач для школьников и студентов начальных курсов нехимических специальностей. В качестве критериев сложности задачи рассмотрены как предметные, так и математические аспекты решения. Теория нечетких множеств предлагается для алгоритмизации оценки сложности решения задач, составленных с учетом лингвистической неопределенности. Для расчетов критериев оценки сложности задач и расчета численного значения функции принадлежности нечеткого множества используется система уравнений нечетких множеств для П-образной функции принадлежности.

Ключевые слова: методика электронного обучения, вычисляемый вопрос Moodle, фонд оценочных средств (ФОС), химическое образование, нечеткое множество

 

Работа выполнена в рамках НИР Информационно-методическое обеспечение развития фундаментального химического образования и научных исследований по химии. Номер ЦИТИС: 121121600197-3. Подробнее см.: https://istina.msu.ru/projects/349472995

Литература

  1. Зайцев О.С. Практическая методика обучения химии в средней и высшей школе. М.: КАРТЭК, 2012. 470 с.
  2. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. М.: ВЛАДОС, 2000. 336 с.
  3. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: АСВ, 2004. 224 с.
  4. Андрюшкова О. В., Буданова А. А. Построение иерархии задач по химии на основе типологизации // Естественнонаучное образование: методические основы разработки заданий по химии: сб-к. М., 2022. Вып. 18. С. 193–206. EDN: OTXMOI
  5. Мальцева Н.Н., Пеньков В.Е. Балльно-рейтинговая система: достоинства и недостатки // Высшее образование в России. 2021. Т. 30 (4). С. 139–145. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-139-145
  6. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. М.: Просвещение, 1977. 110 с.
  7. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике: история, теория, методика. М.: Школьная пресса; 2002. 208 с.
  8. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия. 7–11 класс. М.: Дрофа, 2019–2020.
  9. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Адепт, 1998. 217 с.
  10. Вострецова Е.В., Коршунова Е.В., Мартынова Е.В. Составление педагогического теста для электронных образовательных ресурсов. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2022. 25 с.
  11. Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов. Ярославль: ЯГПУ; 2008. 98 с.
  12. Gronlund N.E. Constructing Achievement Tests. London: Prentice Hall, 1982. 148 p.
  13. Клишина С.В., Гулюкина Н.А. Педагогический тест: этапы и особенности конструирования и использования. Новосибирск: НГТУ, 2006. 148 с.
  14. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002. 432 с.
  15. Селиванова И.А., Марковина И.Ю., Ильясов И.Р., Жевлакова А.К., Терехов Р.П. Валидация тестовых заданий в условиях экспорта образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29 (6). С1 36–143. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-136-143
  16. Norcini J., McKinley D.W. Concepts in assessment including standard setting // A Practical Guide for Medical Teachers. Beijing: Elsevier Health Sciences, 2017. Р. 252–259
  17. Майоров А.И. Теория и практика создания тестов для системы образования: как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М.: Интеллект-центр, 2001. 296 с.
  18. Леоненков А.В. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fuzzyTECH. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 736 c.
  19. Zadeh L.A. Fuzzy sets // Information and Control. 1965. Vol. 8 (3). P. 338–353. DOI: 10.1016/S0019-9958(65)90241-X
  20. Андрюшкова О.В., Григорьев С.Г. Методика оценки качества обучения на основе негэнтропии // Информатика и образование. 2019. T. 34 (10). P. 37–45. DOI: 10.32517/0234- 0453-2019-34-10-37-45