Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Применение кейс-метода при изучении дифференциальных уравнений студентами-провизорами

А.А. Синицын, Н.В. Зайцева, М.В. Чистяков, Т.А. Лобаева
$2.50

УДК 37.09:517.9+615.1
DOI 10.20339/AM.05-24.065

А.А. Синицын,

канд. биол. наук, доцент

кафедры нормальной физиологии и медицинской физики

Российского университета медицины

https://orcid.org/0009-0002-9972-3067

e-mail: andrey.sinitsyn.46@mail.ru

Н.В. Зайцева,

канд. пед. наук, доцент

кафедры нормальной физиологии и медицинской физики

Российского университета медицины

https://orcid.org/0000-0002-3359-412X

e-mail: nvz1409@yandex.ru

М.В. Чистяков,

канд. физ.- мат. наук, доцент

кафедры нормальной физиологии и медицинской физики

Российского университета медицины

доцент кафедры фундаментальных дисциплин;

АНОО ВО Медицинский университет МГИМО-МЕД

https://orcid.org/0000-0002-4921-3897

e-mail: chimisha@yandex.ru

Т.А. Лобаева,

канд. биол. наук, доцент

кафедры фундаментальных дисциплин

АНОО ВО Медицинский университет МГИМО-МЕД;

доцент кафедры биологии и общей генетики

Медицинский институт

Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы

https://orcid.org/0000-0002-5677-1141

e-mail: lobaeva.t@yandex.ru

В статье рассмотрены возможности и перспективы применения обучающего кейс-метода, направленного на повышение интереса и мотивированности студентов-провизоров к процессу изучения математики для достижения требуемого уровня знаний и формирования общепрофессиональных компетенций будущих специалистов в области фармации. Представлены методологическая основа и алгоритм применения кейс-метода. В кейсе рассмотрены дифференциальные уравнения и взаимосвязь между математическими моделями и фармакокинетикой. Дано методическое обоснование последовательности этапов деятельности студентов при работе с кейс-заданиями и творческого процесса преподавателя при разработке и реализации кейсов. Содержание кейса включает междисциплинарные знания с целью формирования профессиональных компетенций, необходимые будущему специалисту в области фармации — осуществлять исследовательскую и аналитическую деятельность при разработке и экспертизе лекарственных средств, что соответствует программе «Развитие фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года».

Ключевые слова: кейс-метод, математическая модель, дифференциальное уравнение, химическая кинетика, медицина, фармация.

 

Литература

  1. Акимов В.А., Бедило М.В., Иванова Е.О. Математические модели эпидемий и пандемий как источников чрезвычайных ситуаций биологосоциального характера // Civil Security Technology. 2022. Vol. 19. No. 3 (73).
  2. Алекторов Е.А., Шарипова Г.М., Сафарова И.В. Возможности PTC Mathcad Prime для решения задач химической кинетики // Башкирский химический журнал. 2021. Т. 28. № 4.
  3. Бекчанов Х.К. Зайнутдинов Х.С. Акрамов У.Дж. Использование математического моделирования в исследованиях по разработке лекарственных средств // Молодые ученые — медицине. 2022. С. 265–268.
  4. Бондаренко С.Б. Приоритеты демократизации высшей школы // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2015. № 1. С. 10−14.
  5. ГОСТ Р 56702-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Лекарственные средства для медицинского применения. Доклинические токсикологические и фармакокинетические исследования безопасности.
  6. Добротин Д.Ю., Добротина И.Н. Применение кейс-метода в обучении студентов педагогических вузов // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2019. № 1. С. 62–70.
  7. Зайцева Н.В., Синицын А.А., Муслов С.А., Корнеев А.А. Современные подходы в преподавании естественнонаучных дисциплин в вузе на примере реализации дисциплины «Физические основы визуализации в медицинских исследованиях» // Педагогические чтения. Научно-методические основы образовательной деятельности в высшей медицинской школе. 2018. С. 65–68.
  8. Официальный сайт Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449976/ (дата обращения: 21.11.2023).
  9. Петров В.И., Толкачев Б.Е. Количественная клиническая фармакология и пациент-ориентированные технологии здравоохранения: перспективы 2030 // Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения. Регуляторные исследования и экспертиза лекарственных средств. 2022. Т. 12. № 2. С. 205–213.
  10. Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Содержание курса физики в медицинском вузе: проблема и перспектива решения // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. Т. 7. С. 1–10.
  11. Пожарицкая О.Н., Шиков А.Н., Макаров В.Г. Токсикокинетика — методологические подходы. Лабораторные животные для научных исследований. 2019. № 1. https://doi.org/10.29296/2618723X-2019-01-06
  12. Попова С.Ю., Пронина Е.В. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: уч. пос. М., 2023. 126 с.
  13. Урванова Н.А. Модель развития математического мышления обучающихся на занятиях по дисциплинам математического и естественно-научного цикла // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. Т. 20. № 4. С. 39–45.
  14. Успенский В.А. Алгоритм // Математический энциклопедический словарь. М.: СЭ. 1988. С. 62―64.
  15. Чистяков И.Н., Капустин М.В., Арутюнян А.В. Организации, управляющие исследовательскими центрами в доклинических исследованиях лекарственных средств (обзор) // Разработка и регистрация лекарственных средств. 2015. № 4 (13).
  16. Conklin L.S., Hoffman E.P., van der Anker J. Developmental pharmacodynamics and modeling in pediatric drug development // The journal of clinical pharmacology. 2019.Vol. 59. No. S1. P. S87–S94.
  17. Tanveer A., Hussain Kh., Tasneem H., Arif I., Rashid M., Abbas N., Shamim R., Shah P.A., Bukhari N.I. Prediction of cyp-mediated silybin A-losartan pharmacokinetic interactions using physiological based pharmacokinetic modeling // Journal of Pharmacokinetics and Pharmacodynamics. 2022. Vol. 49. No. 3. P. 311–323.