Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Истина в математическом знании как ценность гуманитарного образования

В.А. Мейдер, Д.Н. Букин
$2.50

В.А. Мейдер,

д-р филос. наук, профессор

Волжский филиал

Волгоградского государственного университета, г. Волжский,

e-mail: v.meider@yandex.ru

Д.Н. Букин,

д-р филос. наук, доцент

Волжский филиал

Волгоградского государственного университета, г. Волжский

 e-mail: hetfieldukin@mail.ru


Предпринята попытка выразить значимую цель математического познания и знания, состоящую не только в приобретении знаний о науке, но и в развитии мышления, мировоззренческих установок, эстетического чувства, философско-нравственных и гуманистических идеалов учащейся молодежи. Математика представлена как ценность, общечеловеческая культура и культура отдельно взятого человека. Обосновывается, что вопрос об истинности математического знания связан с предметом математики, ее методами доказательства, понятийным аппаратом. Определяется подход к содержанию математического образования с позиций двух уровней: на уровне всего человечества как части культуры и на уровне развития личности. Дается представление о главных философско-математических направлениях в обосновании математики, в поисках истины в ее основаниях.

Ключевые слова: математика, ценность, истина, непротиворечивость, философия, доказательство, гуманитарное образование, математические проблемы


Литература

  1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1975; Т. 2. М.: Мысль, 1978.

  2. Волошинов А.В. Математика и искусство. М.: Просвещение, 2000.

  3. Гильберт Д. Основания геометрии. М.-Л., ОГИЗ, 1948.

  4. Декарт Р. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989.

  5. Кантор Г. Труды по теории множеств. М.: Наука, 1985.

  6. Клайн М. Математика. Утрата определенности. М.: Мир, 1984.

  7. Перминов В.Я. Философия и основания математики. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

  8. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль. 1990.

  9. Проблемы Гильберта. М.: Наука, 1969.

  10. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983.

  11. Рассел Б. Изучение математики // Историко-математические исследования. 2018. Вып. 16 (51).

  12. Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1994.

  13. Хинчин А.Я. Педагогические статьи. М.: Изд-во акад. пед. наук РСФР, 1963.

  14. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977.