Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Исследование взаимосвязи системного мышления студентов с временной перспективой

А.И. Артюхов, Е.В. Елисеева, С.В. Чиспияков, М.М. Сорокина, Е.В. Тасоева
$2.50

УДК 378+159.95

DOI 10.20339/AM.03-24.067

 

А.И. Артюхов,

канд. пед. наук, доцент

e-mail: oso_bgu@mail.ru

Е.В. Елисеева*,

канд. пед. наук, профессор

e-mail: eev20071@yandex.ru

С.В. Чиспияков,

канд. пед. наук, доцент

e-mail: chispiyakoff@yandex.ru

М.М. Сорокина,

д-р физ.-мат. наук, профессор

e-mail: mmsorokina@yandex.ru

Е.В. Тасоева,

старший преподаватель

e-mail: Eka3543628@yandex.ru

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

 

На современном этапе развития общества целостное восприятие картины мира, умение комплексно рассматривать полученную информацию, анализировать вопросы, связанные с различными областями науки и практики, обладание системным стилем мышления при решении проблем — важные аспекты для ученого и специалиста. Поэтому проблема развития системного мышления студента как будущего специалиста с различной временной перспективой является весьма актуальной. В представляемом исследовании были использованы экспериментальные методики по определению уровня развития системного мышления и временной перспективы респондентов, в качестве которых выступали студенты Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Результаты расчета критерия Краскела-Уоллиса подтвердили выдвинутую в исследовании гипотезу о том, что существует связь между уровнем развития системного мышления личности и ее временной перспективой. Научная новизна представленной работы заключается в комплексном исследовании феномена «системное мышление» студентов с различной временной перспективой, результаты которого могут быть положены в основу программы психолого-педагогического сопровождения развития системного мышления будущих специалистов.

Ключевые слова: системное мышление, стиль мышления, сложные аналогии, временная перспектива, самоорганизация деятельности.

 

Литература

  1. Айрапетова А.Ю., Саградян Г.В. Формирование системного и критического мышления у студентов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2022. № 4. С. 9–14.
  2. Гут Ю.Н., Худаева М.Ю., Кабардов М.К., Овсяникова Е.А., Беданокова А.К. Влияние жизненной перспективы личности студентов на психологическую готовность к профессиональной деятельности педагогов-психологов // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 6. С. 96–106.
  3. Ерикова К.М. Психологические особенности категории времени // Моя профессиональная карьера. 2019. Т. 4. № 5. С. 194–203. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41272769
  4. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь. 2010. 352 с. URL: http://lib.ysu.am/disciplines_bk/1f539cb99f8465ab91a439ce939254af.pdf
  5. Ковалев Г.О. Системное мышление как компетенция // Вестник науки и образования. 2017. № 9 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnoe-myshlenie-kak kompetentsiya/viewer
  6. Кондратюк Н.Г. Компетентностный подход в образовании. Интервью с И.А. Зимней // Педагогика. 2019. № 2. С. 38–45. — EDN TVUAXZ. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39282464
  7. О’Коннор Дж., Макдермотт Иан. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 256.
  8. Панов А.В., Федорова М.А. Формирование системного мышления // ОНВ. 2014. № 4 (131). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemnogo-myshleniya.
  9. Решетова З.А. Формирование системного мышления в обучении: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2002. С. 344.
  10. Сабитова В.Л. Развитие системного мышления в образовательном процессе // NovaInfo. 2022. № 133. С. 60–61. URL: https://novainfo.ru/article/19343 
  11. Сабельникова Е.В. Эволюция исследования компетенций в международном контексте // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 2. С. 78–89.