Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

«Открытый университет»: концептуализация и схематизация Университета 3.0 из перспективы системно-мыследеятельностного подхода (часть 2)

А.А. Юрганов, О.В. Свистун, Ю.В. Пидшморга
$2.50

УДК 378:1

DOI 10.20339/AM.03-24.028

 

А.А. Юрганов,

канд. филос. наук, доцент

кафедры философии, психологии и педагогики;

лин-тренер в учебном центре «Фабрика процессов»

e-mail: ssssss1984@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-1153-5011

О.В. Свистун,

ассистент кафедры поликлинической терапии

с курсом ОВП (семейной медицины) ФПК и ППС;

руководитель Центра бережливых технологий

e-mail: osvistun83@gmail.com

https://orcid.org/0000-0003-2765-6328

Ю.В. Пидшморга,

канд. культурологии,

ассистент кафедры философии, психологии и педагогики;

лин-тренер в учебном центре «Фабрика процессов»

e-mail: ypidshmorga@yandex.ru 

https://orcid.org/0000-0001-8579-1267

Кубанский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

После разрушения классического университета его место занял «закрытый» по своей сути университет совершенства Б. Ридингса. Вопрос в том, что должно прийти ему на смену? Наша задача — схематически и концептуально уяснить сущность Университета 3.0 как реальной альтернативы «закрытому» университету совершенства. Для этого мы будем опираться на системно-мыследеятельностный (СМД) подход. Наша ведущая гипотеза состоит в том, что Университет 3.0 не может быть понят исключительно в как предпринимательский университет Б. Кларка, в котором создана среда для внедрения научных инноваций в жизнь. При этом могут быть забыты идеи «автономии мышления» как неутилитарной по своей сути и «культуры» как основания для взращивания личности человека, который благодаря этому должен быть «поднят на уровень своего времени» (Ортега-и-Гассет). Именно Культура в университете должна стать пространством встречи Науки и Технологий, Исследований и Бизнеса, а сам университет — средством трансформации Культуры (А. Аузан). Вопрос — что это и как этого достичь? В данной работе мы постарались описать общее концептуальное пространство для ответов на эти вопросы, используя набор концептов и схем СМД-методологии. Во второй части подводятся итоги исследования.

Ключевые слова: университет 3.0, университет культуры, системно-мыследеятельностная методология, университет совершенства, предпринимательский университет.

 

Литература

  1. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1994. [Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. 20.02.2011]. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/3961/3968 (дата обращения: 15.10.2022).
  2. Щедровицкий П.Г. Организационно-деятельностная игра как «клеточка» расширенного порядка мышления. URL: https://shchedrovitskiy.com/organizacionno-dejatelnostnaya-igra/ (дата обращения: 17.10.2022).
  3. Граттон Л. Точки кипения. Как организации, группы и команды создают энергию для развития инноваций. СПб.: BestBusinessBooks, 2009, 283 c.
  4. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающихся организаций. М.: Олимп-Бизнес, 2009. 448 с.
  5.  Нонака И. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инновации в японских фирмах / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 384 с. 
  6. Т-университеты (трансформирующиеся университеты). Сколково, 2019. URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_S... (дата обращения: 13.11.23)
  7. Щедровицкий Г.П. Технология мышления // Известия. 1961. № 234. URL: https://www.fondgp.ru/publications/технология-мышления/
  8. Технологии мышления: Типы мыследеятельности / Воловик В. [и др.]. 2020. 508 с. URL: https://www.otstavnov.com/mmc/smd-bar-2020/ (дата обращения: 29.01.2023).
  9.  Технологии мышления: Режимы и процессы мыследеятельности / Дмитриева Л. [и др.]. 2020. 682 с. URL: https://www.otstavnov.com/mmc/smd-bar-2020/ (дата обращения: 29.01.2023).
  10.  Гусева Н.И. Современные тенденции менеджмента российских компаний: от менеджмента по инструкциям (MBI) к менеджменту на основе создания системы ценностей (MBV). URL: https://www.hse.ru/data/2011/10/10/1208788581/Guseva%20N%20%20-%20Harvar... (дата обращения: 21.07.2022).
  11.  Леонтьев Д.А. Психология выбора. М.: Смысл, 2019. 464 с.
  12.  Хайдеггер М. Бытие и время / пер. В.В. Бибихина. М., 1997.
  13.  Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 2008.
  14.  Гессе Г. Игра в бисер, М.: АСТ, 2014. 512 с.
  15.  Белавин В.А., Курдюмов С.П. Режимы с обострением и законы коэволюции сложных систем. URL: https://spkurdyumov.ru/evolutionism/zakony-koevolyucii-slozhnyx-sistem/ (дата обращения: 21.07.2023).
  16.  Сидоренко И.А. Методический инструментарий синергетической модели организационного развития — постановка задачи // Вестник ИрГТУ. 2008. № 1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiy-instrumentariy-sinergeti... (дата обращения: 13.11.2023).
  17.  Холево А.С. Квантовая информатика: прошлое, настоящее, будущее // В мире науки. 2008. № 7. URL: https://web.archive.org/web/20090215103156/http://www.sciam.ru/2008/7/in... (дата обращения: 13.11.2023).
  18.  Стригин М.Б. Логика «Логики» Гегеля или начала квантовой механики // Вестник РХГА. 2020. № 4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logika-logiki-gegelya-ili-nachala-kvan... (дата обращения: 13.11.2023).
  19.  Чусов И.В. Гегель и квантовые корреляции // Квантовая Магия. 2005. Т. 2. Вып. 2. С. 2221–2235. URL: https://quantmagic.narod.ru/volumes/VOL222005/p2221.html (дата обращения: 29.01.2023).
  20.  Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет фронтира: на пути к новому поколению институтов развития // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 6 (112). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universitet-frontira-na-puti-k-novomu-... (дата обращения: 29.01.2023).
  21.  Щедровицкий П.Г. Культура и мышление // Методологический семинар, Школа культурной политики. URL: https://shchedrovitskiy.com/kultura-i-myishlenie/) (дата обращения: 13.11.2023).
  22.  Щедровицкий П.Г. Может ли сегодня университет быть «местом» Мышления?. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fMtcJeXUASw (дата обращения: 13.11.2023).
  23.  Lévi-Strauss C. Préface. Berndt C.H. Women’s changing ceremonies in Northern Australia. Paris: Hermann. 1950, p. 8 (In Eng.)

 

 

Окончание. Начало см.: Юрганов А.А., Боженькина С.А., Попадьин Д.С. «Отрытый университет»: концептуализация и схематизация Университета 3.0 из перспективы системно-мыследеятельностного подхода (часть 1) // Alma mater (Вестник высшей школы). 2024. № 2. С. 9–17. DOI: 10.20339/AM.02-24.009