УДК 373
М.Ю. Осипов,
канд. юрид. наук, старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института образовательных технологий
Автономная некоммерческая организация высшего образования
Международная полицейская академия ВПА, г. Тула
SPIN-код 1259-7552, ORCID: 0000-0002-6982-3668
е-mail osipov11789@yandex.ru
Предметом исследования в настоящей статье выступают содержание Единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также оценка его возможности служить инструментом для отбора абитуриентов в вузы.
К числу методов, использованных при проведении исследования, результаты которого легли в основу настоящей статьи, относится метод социального эксперимента. Его суть в том, что автор исследования постарался сдать тренировочные варианты ЕГЭ по обществознанию, а также посмотрел ряд заданий по ЕГЭ по другим дисциплинам.
В ходе исследования было установлено, что существует целый ряд заданий по ЕГЭ, где правильный ответ в принципе невозможен и правильность определяется целиком по усмотрению составителей данного теста (так называемые «провальные задания»). Приводятся примеры указанных заданий. Учитывая отсутствие в сертификатах ЕГЭ реального результата знаний абитуриентами тех или иных разделов школьного курса, которые сопряжены с разделами вузовского курса по тому или иному направлению подготовки, а также в связи с наличием «провальных заданий» делается вывод о неэффективности ЕГЭ как инструмента отбора абитуриентов в вузы. В ряде случаев при составлении заданий на ЕГЭ не учитываются неоднозначные трактовки тех или иных понятий, особенно в области общественных наук. Также составители ЕГЭ игнорируют психологические закономерности проведения такого экзамена, что ведет к так называемым «разрывам в мышлении» у сдающих экзамен. Поэтому результаты ЕГЭ не всегда отражают реальные знания абитуриентов.
Предложены пути совершенствования процедуры ЕГЭ по социальным и гуманитарным дисциплинам (история, обществознание).
Ключевые слова: ЕГЭ, отбор, абитуриенты, вузы, тестовая форма, классическая форма, закономерности, мыслительная деятельность, неоднозначность трактовок, содержание, онлайн-формат, цифровое портфолио.
Литература
- Астратова Г.В. Проблемы и тенденции развития рынка услуг высшего образования в России // Дискуссия. 2016. № 9 (72). С. 16–25. EDN WXOUHN.
- Кандыбович С.Л., Разина Т.В. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в вузы на современном этапе // Человеческий капитал. 2022. № 1 (157). С. 124–137. DOI: 10.25629/HC.2022.01.13. EDN HOKQXA
- Киреева Л.В., Костыря С.С. Проблема отбора абитуриентов для заключения договора о целевом обучении с предприятием-работодателем // Социально-гуманитарные технологии. 2023. № 1 (25). С. 75–81. EDN TYLSYC.
- Купцов М.И. О критериях оценки качества образования абитуриентов // Субъекты образовательной деятельности в образовательном пространстве вузов: взаимодействие, саморазвитие, сотрудничество: сборник материалов по итогам IV Межвузовских учебно-методических сборов профессорско-преподавательского и начальствующего состава образовательных организаций ФСИН России, Рязань, 27–28 октября 2016 г. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2016. С. 104–107. EDN XZUGPP.
- Горощеня М.Д., Гуров М.И., Маланцева А.С. [и др.]. О возможностях применения технологии квеста для отбора абитуриентов на педагогические направления подготовки // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. № 5. С. 517–520. EDN YUHBOF.
- Эзрох Ю.С. Целевой прием в российские вузы: текущее состояние, проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 9–27. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-9-27. EDN RURMKH.
- Abdi B. Awareness of the university candidates on the academic program selection // Quarterly Journal of Research and Planning in Higher Education. 2023. V. 13. No. 2. P. 131–149.
- Telli Yamamoto G. University evaluation‐selection: a Turkish case // International Journal of Educational Management. 2006. Т. 20. No. 7. P. 559–569.
- Saboya N. et al. Fuzzy logic model for the selection of applicants to university study programs according to enrollment profile // Digital Science. Springer, 2019. P. 121–133.
- Федеральный институт педагогических измерений «Открытый банк тестовых заданий». URL: https://ege.fipi.ru/bank/index.php?proj=756DF168F63F9A6341711C61AA5EC578 (дата обращения: 21.11.2023).
- Федеральный институт педагогических измерений «Открытый банк тестовых заданий». URL: https://ege.fipi.ru/bank/index.php?proj=B9ACA5BBB2E19E434CD6BEC25284C67F (дата обращения: 21.11.2023).