УДК 378
Л. В. Пятилетова
канд. филос. наук, доцент
доцент кафедры УСЭС, ФиИ
Уральский государственный университет путей сообщения
е-mail: Lyuda.p73@yandex.ru
На примере вводного семинара по философии у студентов направления подготовки «Менеджмент» продемонстрировано применение методики кейс-стади как наиболее эффективной в контексте реализации миссии современного университета, обладающего родовыми свойствами университета как феномена культуры и, как следствие, нацеленного не только на формирование специалиста высокой квалификации, но и ставящего перед собой более масштабную задачу «производства» личности профессионала, способного полноценно решать как бизнес-проблемы, так и проблемы, связанные с личным и социальным ценностно-смысловым, экзистенциальным выбором. Показано, как посредством использования мини-кейсов в процессе обучения философии возможно создание подлинной мотивации к изучению предметного поля философии с пролонгированными учебными целями: не только обучение философии как дисциплине и получение навыка критического мышления, но и исследование философских проблем, что позволит в будущем профессионально решать управленческие задачи высокой степени сложности. В сравнении с другими методиками мини-кейсы, используемые в процессе преподавания философии, позволяют наилучшим образом задействовать специфику личности студента, которая возникла в современных социокультурных реалиях постиндустриального общества («общества знаний», «информационного общества», «массового общества», «общества потребления», «общества переживаний», «общества риска», общества визуальной и сетевой культуры), обеспечивая устойчивую мотивацию к изучению философских проблем на протяжении всей профессиональной деятельности и жизни в целом.
Ключевые слова: философия, университет, высшее образование, менеджмент, общество, методика, преподавание, педагогика, кейсы, обучение.
Литература
- Ньюмен, Дж.Г. Идея Университета. Минск, 2006. 208 с.
- Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. Минск, 2005. 104 с.
- Сорокин С.Э. «Третья миссия» университетов: социально-философский анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Архангельск, 2020.
- Строгецкая Е.В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования, 2009. № 4. С. 67–81.
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 970 «Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 — Менеджмент» [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-38-03-02-menedzhment-970/ (дата обращения: 13.10.2023).
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб., 2001. 448 с.
- Майерс Д. Психология. Минск, 2009. 848 с.
- Строгецкая Е.В. Идея университета в зеркале культурных трансформаций и социальных изменений // Труды Санкт-Петербургского института культуры. 2015. Т. 208 «Социология культуры: опыт и новые парадигмы». Ч. 2. С. 319–328.
- Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. 208 с.
- Ясперс К. Идея университета. Минск, 2006. 159 с.
- Интервью с начальником департамента управления персоналом ОАО «РЖД» С.Ю. Саратовым [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-245189_21789 (дата обращения 19.10.2023).
- Пятилетова Л.В. Формирование навыков менеджмента потребностей и производства турпродукта у специалистов в области туризма: современные вызовы и ответы // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 1. С. 85–90. DOI: 10.20339/AM.01-23.085
- Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Университеты третьего поколения как реальность: новая миссия и проблемы ее становления [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universitety-tretiego-pokoleniya-kak-realnost-novaya-missiya-i-problemy-e-stanovleniya (дата обращения: 21.10.2023).
- Беляева Е.В. Миссия преподавателя в контексте миссии современного университета // Ведомости прикладной этики. 2018. С. 52–59.
- Лойфман И.Я. Мировоззренческие штудии. Екатеринбург, 2002. 100 с.
- Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Новосибирск, 2019. 120 с.
- Данилова К.А., Мальцева Ю.А. Человек потребляющий: кто он в 2023 г.? // Маркетинг в России и за рубежом. 2023. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54356720 (дата обращения: 22.10.2023).
- Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Мотивации успехов студента сегодня: ставка на внутренние ресурсы [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsii-uspeha-studentov-segodnya-stavka-na-vnutrennie-resursy (дата обращения: 25.10.2023).
- Щелкунов М.Д. Вузовская философия: требуется перезагрузка // Высшее образование в России. 2021. № 10. С. 99–107.
- Порус В. Реформа вузовской философии как условие ее выживания // Высшее образование в России. 2008. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-vuzovskoy-filosofii-kak-uslovie- (дата обращения: 28.10.2023).
- Багирова И.Х., Бурыхин Б.С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом» // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 3 (19). С. 118–129.
- Жаксыгулова Г.К., Нурпеисова А.А. Использование метода кейс-стади при компетентностном подходе в обучении студентов специальности «Менеджмент» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-keys-stadi-pri-kompetentnostnom-podhode-v-obuche-nii-studentov-spetsialnosti-menedzhment?ysclid=lodxe345ds184193550 (дата обращения: 29.10.2023).
- Пянзина Ю.А. «Кейс» как основной элемент метода «case-stady» // Вестник Курганской ГСХА. 2015. № 1. С. 75–76.
- Оценка и мониторинг образовательных достижений студентов [Электронный ресурс]. URL: https://i-exam.ru/ (дата обращения: 29.10.2023).
- Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии. [Электронный ресурс]. URL: http://books.e-heritage.ru/book/10072784 (дата обращения: 30.10.2023).
- Межвузовская научно-практическая студенческая конференция «Философские и социально-психологические аспекты управленческой деятельности» [Электронный ресурс]. URL: https://www.usurt.ru/science/konferentsii/03-12-2020 (дата обращения: 29.10.2023).
- Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Мотивация успеха студентов сегодня: ставка на внутренние ресурсы // Ведомости прикладной этики. 2017. № 50. С. 143–156.
- Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Киев, 2017. 284 с.
- Макаров А. Мотивация к изучению философии URL: https://www.aimakarov.com/motivatsiya-k-izucheniyu-filosofii/ (дата обращения: 30.10.2023).