Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Интерактивные методики обучения философии студентов направления подготовки «Менеджмент» в контексте миссии современного (технического) университета

Л.В. Пятилетова
80,00 ₽

УДК 378

DOI 10.20339/AM.01-24.048     

 

Л. В. Пятилетова

канд. филос. наук, доцент

доцент кафедры УСЭС, ФиИ

Уральский государственный университет путей сообщения

е-mail: Lyuda.p73@yandex.ru

 

На примере вводного семинара по философии у студентов направления подготовки «Менеджмент» продемонстрировано применение методики кейс-стади как наиболее эффективной в контексте реализации миссии современного университета, обладающего родовыми свойствами университета как феномена культуры и, как следствие, нацеленного не только на формирование специалиста высокой квалификации, но и ставящего перед собой более масштабную задачу «производства» личности профессионала, способного полноценно решать как бизнес-проблемы, так и проблемы, связанные с личным и социальным ценностно-смысловым, экзистенциальным выбором. Показано, как посредством использования мини-кейсов в процессе обучения философии возможно создание подлинной мотивации к изучению предметного поля философии с пролонгированными учебными целями: не только обучение философии как дисциплине и получение навыка критического мышления, но и исследование философских проблем, что позволит в будущем профессионально решать управленческие задачи высокой степени сложности. В сравнении с другими методиками мини-кейсы, используемые в процессе преподавания философии, позволяют наилучшим образом задействовать специфику личности студента, которая возникла в современных социокультурных реалиях постиндустриального общества («общества знаний», «информационного общества», «массового общества», «общества потребления», «общества переживаний», «общества риска», общества визуальной и сетевой культуры), обеспечивая устойчивую мотивацию к изучению философских проблем на протяжении всей профессиональной деятельности и жизни в целом.

Ключевые слова: философия, университет, высшее образование, менеджмент, общество, методика, преподавание, педагогика, кейсы, обучение.

 

Литература

  1. Ньюмен, Дж.Г. Идея Университета. Минск, 2006. 208 с.
  2. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. Минск, 2005. 104 с.
  3. Сорокин С.Э. «Третья миссия» университетов: социально-философский анализ: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Архангельск, 2020.
  4. Строгецкая Е.В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования, 2009. № 4. С. 67–81.
  5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12 августа 2020 г. № 970 «Об утверждении федерального образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 — Менеджмент» [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-38-03-02-menedzhment-970/ (дата обращения: 13.10.2023).
  6. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб., 2001. 448 с.
  7. Майерс Д. Психология. Минск, 2009. 848 с.
  8. Строгецкая Е.В. Идея университета в зеркале культурных трансформаций и социальных изменений // Труды Санкт-Петербургского института культуры. 2015. Т. 208 «Социология культуры: опыт и новые парадигмы». Ч. 2. С. 319–328.
  9. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996. 208 с.
  10. Ясперс К. Идея университета. Минск, 2006. 159 с.
  11. Интервью с начальником департамента управления персоналом ОАО «РЖД» С.Ю. Саратовым [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/wall-245189_21789 (дата обращения 19.10.2023).
  12. Пятилетова Л.В. Формирование навыков менеджмента потребностей и производства турпродукта у специалистов в области туризма: современные вызовы и ответы // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 1. С. 85–90. DOI: 10.20339/AM.01-23.085
  13. Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Университеты третьего поколения как реальность: новая миссия и проблемы ее становления [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universitety-tretiego-pokoleniya-kak-realnost-novaya-missiya-i-problemy-e-stanovleniya (дата обращения: 21.10.2023).
  14. Беляева Е.В. Миссия преподавателя в контексте миссии современного университета // Ведомости прикладной этики. 2018. С. 52–59.
  15. Лойфман И.Я. Мировоззренческие штудии. Екатеринбург, 2002. 100 с.
  16. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Новосибирск, 2019. 120 с.
  17. Данилова К.А., Мальцева Ю.А. Человек потребляющий: кто он в 2023 г.? // Маркетинг в России и за рубежом. 2023. № 4. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54356720 (дата обращения: 22.10.2023).
  18. Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Мотивации успехов студента сегодня: ставка на внутренние ресурсы [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsii-uspeha-studentov-segodnya-stavka-na-vnutrennie-resursy (дата обращения: 25.10.2023).
  19. Щелкунов М.Д. Вузовская философия: требуется перезагрузка // Высшее образование в России. 2021. № 10. С. 99–107.
  20. Порус В. Реформа вузовской философии как условие ее выживания // Высшее образование в России. 2008. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-vuzovskoy-filosofii-kak-uslovie- (дата обращения: 28.10.2023).
  21. Багирова И.Х., Бурыхин Б.С. Кейс-стади как интерактивный метод в образовании студентов-экономистов в процессе изучения дисциплины «Управление персоналом» // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 3 (19). С. 118–129.
  22. Жаксыгулова Г.К., Нурпеисова А.А. Использование метода кейс-стади при компетентностном подходе в обучении студентов специальности «Менеджмент» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-metoda-keys-stadi-pri-kompetentnostnom-podhode-v-obuche-nii-studentov-spetsialnosti-menedzhment?ysclid=lodxe345ds184193550 (дата обращения: 29.10.2023).
  23. Пянзина Ю.А. «Кейс» как основной элемент метода «case-stady» // Вестник Курганской ГСХА. 2015. № 1. С. 75–76.
  24. Оценка и мониторинг образовательных достижений студентов [Электронный ресурс]. URL: https://i-exam.ru/ (дата обращения: 29.10.2023).
  25. Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии. [Электронный ресурс]. URL: http://books.e-heritage.ru/book/10072784 (дата обращения: 30.10.2023).
  26. Межвузовская научно-практическая студенческая конференция «Философские и социально-психологические аспекты управленческой деятельности» [Электронный ресурс]. URL: https://www.usurt.ru/science/konferentsii/03-12-2020 (дата обращения: 29.10.2023).
  27. Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Мотивация успеха студентов сегодня: ставка на внутренние ресурсы // Ведомости прикладной этики. 2017. № 50. С. 143–156.
  28. Лэнгле А. Эмоции и экзистенция. Киев, 2017. 284 с.
  29. Макаров А. Мотивация к изучению философии URL: https://www.aimakarov.com/motivatsiya-k-izucheniyu-filosofii/ (дата обращения: 30.10.2023).