УДК 330.3+378
В.П. Соловьев*,
канд. техн. наук, профессор
НИТУ МИСИС
e-mail: solovjev@mail.ru
Т.А. Перескокова,
канд. пед. наук, доцент
Старооскольский филиал
Российского государственного геологоразведочного университета (МГРИ) имени Серго Орджоникидзе
Рассматривается проблема достижения целей, поставленных в Концепции технологического развития Российской Федерации. Реализация концепции направлена на достижение технологического суверенитета страны. Признано, что попытки фронтальной либерализации российской экономики привели к распаду организационных форм взаимодействия и интеграции научной, образовательной и производственной деятельности в гражданской сфере, к деградации инженерного образования и инженерных школ. Концепция предполагает вовлечение в этот инновационный процесс большого количества регионов страны за счет формирования в них научно-производственных кластеров вокруг ведущих инженерных высших учебных заведений. Представлены статистические данные по экономическому, научному, кадровому потенциалу регионов России. Предложено пересмотреть законодательную базу системы образования в стране, усовершенствовать образовательный процесс в вузах на основе современных подходов, рассмотреть вопрос о целесообразности подготовки магистров по техническим направлениям.
Ключевые слова: концепция, технологический суверенитет, экономический, научный и кадровый потенциал, регионы страны, технические вузы, профессиональное образование.
Литература
- Концепция технологического развития на период до 2030 года. URL: https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/technological-2023.pdf
- URL: https://hi-tech.mail.ru/review/104159-novyi-zavod-icl/?ysclid=lp5n7j2vlr...
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2022.pdf
- Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Инженерные кадры для новой экономики // Экономика промышленности. 2022. Т. 15 (3). С. 380–392.
- Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Профессиональное образование в новом формате // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 9. С. 7–14. DOI: 10.20339/AM.09-23.07
- Рудской О.И., Боровков А. И. Романов П.И., Гришина Н.С. Ученые и профессиональные степени в России: по спирали развития // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. С. 48–66.
- Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник. М.: ВШЭ, 2023. 132 с. URL: https://issek.hse.ru/news/819337223.html
- Индикатор образования: 2023: Статистический сборник. М.: ВШЭ, 2023. 432 с. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/819352620.pdf
- URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/70860
- Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Ответственность — ключевая компетенция инженера ХХI века // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 107–118.
- Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Ориентация на потребителя как принцип высшего образования // Высшее образование сегодня. 2020. № 4. С. 2–8.
- Шейнбаум В.С., Пятибратов П.В. Проектирование инженерной деятельности как способ развития системного мышления // Инженерное образование. 2020. Вып. 28. С. 85–93.
- Соловьев В.П., Перескокова Т.А. Обеспечение и оценка качества образования в вузах // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 5. С. 90–99. DOI: 10.20339/AM.05-23.90
- URL: https://postupi.info/vuz/urfu/spec
- Стенограмма совместного заседания президиума Госсовета и Совета по науке и образованию. 2020-02-06. URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-sovmestnogo-zasedanija-prezidiuma...
*Здесь и далее — автор-корреспондент.